Как рождаются мемы? Гослитмузей приоткрывает тайны Зощенко и Жванецкого

Хорошая шутка - тонкая материя. Меткая реплика, молниеносная юмористическая фраза - или мем, как принято сегодня говорить, - всегда подразумевает некий контекст. Шутка живет в народе, пока есть, кому над ней смеяться. Пока живы те, кто может уловить этот самый контекст. Одно поколение на фразу "Нормально, Григорий!" ответит, разумеется: "Отлично, Константин!" - другое же пожмет в недоумении плечами.
Выставка посвящена двум выдающимся сатирикам - Зощенко и Жванецкому
Выставка посвящена двум выдающимся сатирикам - Зощенко и Жванецкому / Предоставлено Государственным музеем истории российской литературы им. Владимира Даля

Выставка в Доме Остроухова в Трубниках - "Археология юмора: Зощенко и Жванецкий" - как раз для тех, кому интересны тексты и контексты. Кто с удовольствием готов искать смешное в серьезном - и серьезное в смешном. В год 130-летия Михаила Зощенко и 90-летия Михаила Жванецкого на примере творчества этих двух выдающихся авторов Государственный музей истории российской литературы им. Владимира Даля разбирается с феноменом советской сатиры, с оттенками писательского юмора на фоне времени.

Что общего у этих авторов? Конечно, тема "маленького человека". Их герои - обитатели ХХ столетия, перенасыщенного мировыми катаклизмами и бытовыми потрясениями.

"Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей", - отмечал Михаил Зощенко в книге "О себе, о критиках и о своей работе". Первый зал полностью посвящен ему.

"Археологический" подход кураторов выставки Тимура Хайрулина и Марины Красновой к произведениям двух важных для своей эпохи писателей-сатириков как раз объясняется тем, что сегодняшним читателям и слушателям многое надо пояснять: а что смешного-то? Многие явления, сама среда и атмосфера - улетучились. Без комментариев не обойтись.

Знакомство с Зощенко на выставке со времен, когда он только начинал литературный путь. Погружаясь в авторскую кухню, мы узнаем, откуда брались темы для его рассказов, разлетавшихся огромными тиражами. Здесь и карикатуры, живопись, веселые журналы 1920-х - "Смехач", "Лапоть", "Крокодил". Время было такое - сатирический жанр расцветал, когда Зощенко выпустил дебютные "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова". Сборник о бытовых неурядицах и повседневных глупостях, с которыми столкнуться мог любой. Читатели - а здесь представлены их отклики - рыдали от восторга. Есть даже письмо от иностранных студентов: по рассказам Зощенко они изучают русский язык в США. Собрав все эти отклики, 55 писем, Зощенко даже выпустил книгу "Письма к писателю": и каждому читателю ответил.

Cегодняшним читателям и слушателям многое надо пояснять: а что смешного-то? Многие явления, сама среда и атмосфера улетучились

На выставке - и времена его болезней и депрессий, отразившиеся в трилогии "Голубая книга", "Возвращенная молодость" и "Перед восходом солнца". И повороты судьбы Зощенко после знаменитого зубодробительного постановления ЦК ВКП(б) 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград"".

Во втором зале - коммуналка. Слышатся чьи-то голоса, кругом распахнутые двери. "Сердце" этого пространства - сцена с микрофоном и надписью: "Эстрада - это одинокий человек, стоящий перед людьми. И кто бы что ему ни говорил, он одинок". Тут - территория Жванецкого.

В этой части выставки - территория Жванецкого. Фото: Предоставлено Государственным музеем истории российской литературы им. Владимира Даля

Здесь выставка рассказывает о становлении писателя-сатирика, содружестве с Аркадием Райкиным, первых самостоятельных шагах на сцене. За каждой дверью этой коммуналки - темы, которые укладывались в монологи Жванецкого: "Гражданин и власть", "Он и она", "Социальные пространства". В специально созданном "рабочем кабинете" - черновики, записные книжки, личные вещи, в том числе легендарные портфель и кепка. И фото любимого кота Мориса - как без него?

За монологами "начальника транспортного цеха" или посетителя "греческого зала" - целая эпоха, представленная в фотографиях, плакатах и рисунках Резо Габриадзе, карикатурах Михаила Златковского и других художников.

Среди экспонатов - легендарный портфель Жванецкого. Фото: Предоставлено Государственным музеем истории российской литературы им. Владимира Даля

Жена сатирика, Наталья Жванецкая, призналась на открытии выставки, что при жизни МихМиха (как звали его друзья) она частенько пыталась выбросить казавшиеся ненужными письма, записки, наброски… А теперь счастлива, что муж не давал ей этого сделать. Все это теперь - свидетельства. Времени, творчества, судьбы Жванецкого. Проходишь мимо стенда с клочком бумаги - и ловишь на ходу совет на любые времена: "Держи уши открытыми, а рот закрытым!"

"Археология юмора: Зощенко и Жванецкий" открылась в канун Нового года. Посмеяться здесь есть над чем. Но этот смех - не без причины: он о нас, которым суждено вертеться в вечном колесе бегущих лет, времен, эпох. Сатирики и юмористы вовсе не всегда оптимисты. Но как ни сложны времена - они нам помогают жить. И ностальгировать о том, что прожили. Ведь чтобы что-то пережить, нам зачастую просто не хватает этих добрых/злых, язвительных/веселых, а главное - метких слов.

Кстати

По выставке можно пройти с кураторской экскурсией: вам расскажут то, чего вы можете и не заметить. Здесь же можно попасть и на полезные занятия "Загадки и премудрости русского языка: запасы словаря Страны Советов".

А в январские каникулы посетителей ждет еще "вкусная" экскурсия "Зощенко & Жванецкий: литературно-гастрономическое путешествие". За расписанием следите на сайте ГМИРЛИ имени Даля.