Социологи выяснили, чем отличаются разные поколения россиян и что у них общего

До чего неправильная нынче "молодежь пошла" - вечные жалобы старшего поколения. Молодые люди и правда довольно часто опровергают пословицу про яблоню и яблочко. По мировоззренческим ориентациям нередко отличаются от родителей и дедов, даже если "недалеко падают" и никуда не откатываются. Это подтверждают и социологи. Как показывают исследования, проведенные в 2024 г. Федеральным научно-исследовательским социологическим центром Российской академии наук (ФНИСЦ РАН), мнения представителей разных возрастных групп во многих случаях расходятся. Правда конфликта поколений нет, а в спорах (пусть и не просто) все-таки рождается истина.
Артем Геодакян/ТАСС

Факт есть факт: к середине 2020-х годов российское общество подошло к началу очередного "поколенческого цикла". В активную и самостоятельную жизнь начинают входить люди, которые родились в начале и середине 1990-х гг. Нравится это старшим или нет, но с мнением выросших детей, которым сейчас плюс-минус 30 лет, им придется считаться. Как ни крути, они будут оказывать свое влияние на будущее России.

Такие граждане успели получить образование и некоторый профессиональный опыт, постепенно продвигаются вверх по карьерной лестнице, сами зарабатывают на жизнь. При неодинаковом достатке и статусе у таких ровесников есть не только значимые различия, но и много общих черт. Это важно. Социологи убедились в том, что связи внутри возрастных групп очень прочны. В ходе опросов 92% россиян сказали, что чувство общности, близости они испытывают именно к представителям своего поколения. По отношению к людям своей национальности такие чувства испытывают 84%, к землякам и собратьям по вере - по 76%, к политическим единомышленникам - 74%.

Поколение "Кто?"

У каждого поколения свои прозвища. Не упомнишь, кто у нас бэби-бумеры, а кто - зумеры, миллениалы, дети из поколений Х, Z, Next, Интернет и прочих. Да и не в названиях суть. Важно, что период взросления каждой из этих групп совпал с теми или иными крутыми поворотами и "стыками" эпох. На процесс взросления и так называемой социализации сегодняшних 30-летних повлияло многое - и хорошее, и не очень. Когда они окончательно войдут в силу и станут задавать в обществе тон, это станет особенно сильно заметно.

Во-первых, 20-30-летние россияне не переживали травму 1990-х годов, как более старшие сограждане. Просто потому, что были тогда еще слишком малы. В более-менее сознательный возраст они вошли уже после 2000 г., когда жизнь в стране стала налаживаться, "беспредел" отступил. Государство скорректировало социальную политику, восстановило авторитет федеральной власти, укрепило законность. Подростки тех времен привыкли жить в достаточно благоустроенном государстве. Это, кстати, сделало их довольно придирчивыми потребителями, чувствительными к нарушениям своих "законных прав". Представления о "нормальной" жизни у них при этом формировались по западной модели, но в начале 2000-х никто против этого особо и не возражал. Сейчас кому-то приходится ломать себя и переоценивать ценности, что очень непросто.

Именно молодежь тверже уверена в том, что экономика будет расти быстрыми темпами и выведет нашу страну на более высокое место в рейтинге мегадержав

Во-вторых, это поколение электронной революции, когда компьютер стал нашим вторым "я". У них "клиповое мышление", они не любят "многобукв", предпочитают картинки и графику сплошному тексту. Интернет для многих - абсолютная ценность в человеческой жизни. Они предпочитают фриланс и дистант офисной работе в "трудовом коллективе". Мнением этого самого коллектива и начальства не слишком-то дорожат, легко меняют работу. А вот к позиции "своего" интернет-сообщества могут быть чувствительны.

В-третьих, как ни печально, уровень образования и общей культуры у них существенно ниже, чем у людей, прошедших советскую школьную систему при всех ее недостатках. Так называемый "компетентностный подход к обучению" и Болонская система, практика не изучения школьных предметов, а натаскивания к ЕГЭ принесли свои несъедобные плоды. Уровень культуры (особенно гуманитарной), способность выражать свои мысли и усваивать новые знания у поколения, которое училось в школе после 2000 г., сильно упал по сравнению с предшественниками. Исследования, которые проводились в начале столетия, показали резкое (на 20-30 п.п.) снижение уровня узнаваемости выдающихся ученых, писателей, художников и политических деятелей. Сократился и словарный запас молодого поколения. По этому поводу возникло множество шуток, в которых лишь доля шутки. "Как назначить собеседование, чтобы заведомо исключить кандидатов моложе 30 лет и не быть обвиненным в дискриминации по возрасту? Напишите, что оно проводится в четверть пятого, здание с мансардой, вход с торца. Ничего не поймут и заблудятся".

В-четвертых (и это очень важно), поколение нынешних 20-30-летних росло в момент, когда российское общество находилось "на переломе" своих ценностей и ориентиров. Переломе оскольчатом и со многими смещениями, если сравнение продолжать. Общество то ориентировалось на западную "этику успеха", то начинало искать "национальную идею", а зачастую - боролось с постоянными финансовыми и прочими проблемами, когда "не до жиру - быть бы живу". Смену умонастроений молодым людям транслировала их семья, опыт которой часто был неоднозначным. И чему теперь удивляться?

Мораль или басни

Например, социологи спрашивают у представителей разных возрастных групп, устаревают ли, по их мнению, базовые моральные нормы. Или же главные из них не подвержены влиянию времени? Большинство россиян склоняются ко второму ответу в соотношении 3:2. А молодежь думает иначе. Среди респондентов от 18 до 30 лет с этим мнением согласны лишь 44%. Более 55% не считают моральные нормы незыблемыми. Правда, здесь многое зависит от уровня образования - люди с вузовскими дипломами все-таки реже готовы поступаться принципами. Чем люди старше, тем меньше среди них "моральных подвижников". В возрасте 60+ уже более 70% уверены, что мораль не меняется и не должна этого делать.

В целом около 70% соглашаются с тем, что государство должно участвовать в поддержании благоприятного морально-нравственного климата в обществе. Эту точку зрения разделяет большинство во всех возрастных когортах. Но чем люди моложе - тем в меньшей степени. В старшем поколении только около 20% уверены, что их моральные установки - их личное дело. Среди молодежи - 46%. Почти две трети юношей и девушек (63%) полагают, что для достижения успеха иногда можно и переступить через мораль. Правда, жизнь учит многому и достаточно быстро. Среди мужчин 40-60 лет таких "нигилистов" становится гораздо меньше: 47%. Гуманизм, совесть - все это для взрослого человека далеко не пустые слова. Хотя есть нюанс. Интересно, что когда речь заходит о жизненном правиле "если драка неизбежна - бей первым", более 70% россиян любого возраста подтверждают: да, это так. Всепрощение и "непротивление злу насилием" для большинства из нас - что-то сугубо из книжек.

А что для человека важнее - личные дела или общественные интересы? Две трети тех, кому за шестьдесят, уверены, что надо, как в песне, "раньше думать о родине, а потом о себе". Столько же молодых (61%) ставят личные интересы выше общественных. Готовы жертвовать чем-то своим ради коллективного блага лишь 38% россиян в возрасте до 30 лет.

Такие установки сказываются, когда человек решает конкретные жизненные вопросы. Например, если речь идет о создании семьи. Старшие упирают на то, что такой шаг - не просто личный выбор, но и выполнение некоего морального долга (перед Богом, страной, памятью прежних поколений и т.д.). Молодые более прагматичны. Когда респондентам предложили для оценки пословицу "человек без семьи - что дерево без плодов", согласились с этой истиной 82% россиян старше 60 лет, 75% граждан от 51 до 60 лет, а среди юношей и девушек - лишь 61%. Более четверти молодых людей считают вековую мудрость неактуальной. Не хочешь обременять себя семьей - твое дело.

Достаточно резко молодежь высказывается и когда пытается делить сограждан на успешных и неуспешных. 63% юношей и 59% девушек уверены: если кто-то не добился материального успеха в жизни, значит, он и должен жить бедно - "все справедливо". Более старшие россияне не так категоричны и явно руководствуются горьким опытом. Среди женщин старше сорока и мужчин за пятьдесят преобладает мнение, что надо быть гуманным и помогать тем, кто не сумел преуспеть в жизни. Двое из трех пожилых людей считают, что социальная справедливость - это вовсе не "естественный отбор", а наоборот - помощь и поддержка тех, кому приходится трудно.

Инфографика "РГ"/Леонид Кулешов/Анна Четверикова

Напишите нам учебник

В первые постсоветские годы часто шутили, что "Россия - единственная страна, где прошлое непредсказуемо". Настолько резко менялись трактовки исторических событий и оценки важнейших персон. Сейчас страсти поутихли. Хочется определенности. Очень показательно: большинство граждан (почти 60%) поддерживает идею создания единого учебника истории. Против - менее 20%, а среди самых молодых - и вовсе 15%.

Какие события для страны можно считать главными? Мнения разных поколений в целом сходятся. Три четверти респондентов считают предметом национальной гордости победу в Великой Отечественной войне. На второе место в опросах 2024 г. вышло воссоединение Крыма с Россией (46%), на третье - космический полет Юрия Гагарина (44%). Важное историческое и символическое значение граждане придают Крещению Руси в 988 г. (42%) и образованию СССР (40%). При этом лишь 1-3% готовы гордиться временами перестройки и переходом к рыночной экономике.

Конечно, все больше исторических событий отходят в прошлое, теряют личностную окраску. Среди людей послевоенных поколений не менее 80% считают ключевым событием российской истории победу над Гитлером. У молодежи, которая училась в школе на рубеже ХХ и ХХI веков, цифра снижается до 66%. Примерно на столько же отличаются оценки более давней истории - Крещения Руси, конца Смутного времени и освобождения Москвы от польских интервентов, обеих революций 1917 г., образования СССР. При этом сказались и школьные программы, где некоторые темы изучались наспех и вскользь. Для молодых людей давно стало обыденностью, например, освоение космоса. Они намного реже старших (31% против 55%) восхищаются подвигом первого космонавта планеты.

К середине 2020-х годов российское общество подошло к началу очередного "поколенческого цикла"

Серьезный вопрос - какие уроки надо извлечь из исторического опыта Отечества. Самый главный вывод, который делают россияне всех поколений, - Россия должна идти собственным путем и жить своим умом. Так думают больше половины респондентов во всех возрастных когортах, кроме самой младшей (48%). Видимо, в глазах юных "западная" модель образа и правил жизни еще не утратила привлекательные черты. Однако при этом даже среди 18-30-летних весьма мало сторонников сугубо западного пути развития для нашей страны, так высказывается примерно один из каждых 14 респондентов. Примерно треть граждан среднего и старшего возраста и четверть самых молодых убеждены, что историческим уроком можно считать извечную враждебность Запада к России. Данные опросов подтверждают и то, что во главе страны люди хотят видеть сильного национального лидера. Это мнение примерно трети россиян, причем любого возраста.

Отцы и дети резко расходятся во мнениях всего по двум вопросам политико-идеологического толка. Во-первых, старшие в 2-2,5 раза чаще утверждают, что история России подтверждает важность веры в Бога (треть пенсионеров, но 12% юношей и девушек). Во-вторых, 37% людей в возрасте 51-60 лет и 42% самых старших склоняются к тому, что социализм подходит России больше, чем капитализм. Среди граждан до 40 лет с этим согласны только 16-17%.

Сам себе историк

При разработке программы исследования социологи подошли к делу творчески. Предложили респондентам перенестись на сто лет вперед, в XXII век и ответить на вопрос, как бы они оценили историю России наших дней и тенденции ее последующего развития.

Пессимистов оказалось мало. Максимум один из каждых 9-10 опрошенных заявил о "тоталитарном перерождении" или "захвате страны мигрантами". О превращении во "вторую Европу" тоже говорили редко. Утрату западных черт и сближение с Востоком предположили 15%. Столько же назвали наше время "обычным" в истории российского государства. А вот наибольшую поддержку получило утверждение, что мы сегодняшние - свидетели нового этапа в развитии России, начала ее возрождения как мировой державы. Общество стало осознавать самобытность своей страны, которая выбирает суверенный путь. В составе старшего поколения об этом говорила большая доля, чем в составе младшего (43-46% и 35-36% соответственно). Но энтузиазм был виден отчетливо во всех возрастных группах.

Что же касается более близких сроков - лет через десять, то в целом будущее страны наши сограждане представляют себе с оптимизмом. Хоть и более осторожным, чем если бы речь зашла о "прекрасном далёко". Почти половина опрошенных (а среди молодежи 52%) полагает, что в десятилетней перспективе Россия укрепит свое положение великой державы, ее влияние в мире усилится. Четверть молодых (24%) и почти треть прочих респондентов (27-31%) считают, что Россия останется крупным влиятельным государством, но не будет на первых ролях в мире. Крайне мало граждан (5-8% в разных группах) придерживаются мнения, согласно которому Россия постепенно утратит свое влияние на международной арене.

Достаточно оптимистично люди оценивают и экономические перспективы страны. Примечательно, что именно молодежь тверже уверена в том, что экономика будет расти быстрыми темпами и выведет нашу страну на более высокое место в рейтинге мегадержав. Или, как минимум, останется примерно на том же месте, что и сейчас, - в мировом ТОП-5. Такую позицию высказали по 35% респондентов до 30 лет. Пессимистов мало - лишь 6% (у старших тоже от 8 до 11%).

Около четверти россиян полагают, что нынешние социальные неравенства будут рано или поздно преодолены. Молодые люди заявляют об этом чаще (30%), наибольшие опасения проявляли пенсионеры (что разрыв между бедными и богатыми сократится, сказали 18%). С учетом их жизненного опыта за последние лет тридцать это неудивительно.

Примерно треть (31-34%) россиян любого возраста ожидают, что уровень жизни станет заметно выше, чем сегодня, столько же (34-37%) полагают, что негативных изменений не будет. Их опасаются лишь 8% молодых и 12-13% тех, кому за пятьдесят.

Инфографика "РГ"/Леонид Кулешов/Анна Четверикова

Заветные слова

Интересно наблюдать, как меняется восприятие терминов - понятий, которые имеют некую идеологическую окраску. С социализмом и коммунизмом все более-менее понятно. Но есть в общественном сознании (или уже подсознании?) и более глубинные течения.

Есть нечто незыблемое. Практически безусловными ценностями для всех поколений без исключения остаются семья, Родина (Россия), справедливость. Эти понятия вызывают положительный эмоциональных отклик у более чем 90 процентов граждан, отрицательный - у двоих из ста. При этом справедливость - то, что людям нужно в будущем больше всего. Несколько иначе воспринимается слово "равенство". В среднем оно созвучно 83 процентам россиян. Но среди самых молодых примерно каждый пятый воспринимает его без особой радости.

Восприятие термина "будущее" вызывает более позитивную реакцию, чем "прошлое". Слово "настоящее" также более привлекательно. Правда, и ностальгия имеет место, и слову "прошлое" старшие поколения склонны придавать более лирическую окраску. Естественно, много и тех, для кого это просто слова - не хорошие и не плохие, нейтральные.

Отрадно, что пословицу "Ученье свет, а неученье тьма" считают актуальной не только свыше 80% людей старой закалки, но и три четверти молодых людей. Тех самых, которые воспринимают понятия "учиться", "познавать" и "развлекаться" с примерно одинаковым энтузиазмом. Для большинства молодых россиян слово "инновации" имеет положительную окраску в 78% случаев. Другие поколения более сдержаны. И насчет искусственного интеллекта мнения расходятся. Старших он явно настораживает. В их когорте ИИ считают чем-то хорошим лишь 29%, среди молодых - 64%. "Научить бабушку дружить с компьютером" удается очень немногим внукам.

Есть свои фавориты и нелюбимые понятия и в политическом лексиконе. Слово "элита" для многих имеет негативный оттенок. Слово "закон" - устойчиво положительный. Неоднозначное отношение к термину "демократия", хотя большинство воспринимает его позитивно или нейтрально. А вот революции современное российское общество явно не любит. На этот термин отрицательно реагирует почти половина респондентов. В среднем 47-48%, а в молодежной группе даже целых 59%. А вот к реформам юноши и девушки настроены позитивно - в 3 раза чаще, чем граждане старше пятидесяти. В этом случае тоже понятно, в чем причины разного восприятия термина "реформа".

Последние годы показали, что все меньше позитивных чувств вызывают слова "Запад", "Европа", "Евросоюз", "Америка". Среди молодежи эти умонастроения не настолько сильны, как у старших. Но так или иначе, в группе респондентов 18-30 лет негатив вдвое превышает позитив (43% против 19%), среди 30-50-летних соотношение резким скачком возрастает до 6 раз, в самой старшей группе - до 10 раз (67% и 7%). На этом фоне все более благожелательно россияне относятся к Востоку и Азии. В среде молодых этим регионам мира симпатизируют почти в 2 раза больше, чем Европе (44% и около 24%). И совсем мало симпатий к таким понятиям, как "однополые браки" и т.п. В старших группах - яростное неприятие (85-95%), в младших - минимум симпатий, в основном негатив или нейтралитет.

А вот понятие "традиции" значимо для всех возрастов. Негативных реакций на него не более 3 процентов. Что же касается пресловутого конфликта отцов и детей, то его, в сущности, нет. Взгляды на будущее страны, ее прошлое и настоящее у сегодняшней молодежи, как правило, во многом совпадают с мнением родителей. Разве что насчет значимости исторических событий согласия больше, а про день сегодняшний спорят несколько чаще. О полном несовпадении взглядов говорят от 1 до 7% представителей младшей когорты, о частичном - от 16 до 23%. Яблоко яблоне подножку не поставит, это можно сказать точно. Но со временем даст свои плоды. Непохожие на исходный сорт, зато более устойчивые к новому климату.

Комментарий

Итоги опросов комментирует научный руководитель ФНИСЦ РАН, директор Института социологии РАН академик Михаил Горшков.

Михаил Константинович, говоря про отцов и детей, обычно вспоминают Тургенева. Но процитирую Рэя Брэдбери: "В любой семье, которая хочет сохранить себя, должно присутствовать определенное количество взаимного неуважения. Пока людям есть о чем спорить, они будут собираться вместе за обеденным столом. Иначе семья распадется сама собой". А как у нас обстоит дело?

Михаил Горшков: Мнения разных поколений полностью не сходятся никогда. Время идет, общество развивается, жизнь становится другой. В этом отношении Тургенев прав. Хотя даже нигилист Базаров очень любит своих провинциальных, "непродвинутых" родителей. Добрые отношения в семье, сохранение ее традиций для нас остается нормой. Более того: в переломный момент после распада Союза и крушения прежней идеологии именно семья стала тем спасательным кругом, который многим позволил не пойти ко дну. В ней сохранялся привычный уклад и базовые ценности, молодое поколение училось жить в новом обществе и налаживать социальные связи. Государство в то время такую роль на себя взять не могло, а в ряде случаев и не хотело (как со звездами на Кремле и флагом Победы над фашизмом). Конечно, в наши дни люди живут совсем иначе, чем 30-40 лет назад. Представителей старших когорт многое пугает и раздражает. Так оно всегда: по мере вхождения в возраст экономической активности "дети" все больше начинают диктовать "отцам" свои правила. Однако базовые ценности остаются общими. Предпосылок для острого конфликта поколений сейчас нет.

Опросы показывают, что для молодежи продолжает быть достаточно привлекательной "западная" модель жизни и быта. Не сулит ли это проблемы в будущем?

Михаил Горшков: В России сейчас сосуществуют три четко определенные идейно-политические позиции. Их сторонников можно назвать "жесткими" и "мягкими" государственниками, а также "новыми западниками". Последние - это те, кто поддерживает "этику успеха", лишен жалости к "лузерам", считает, что человек должен опираться только на собственные силы и ресурсы, а не может - сам виноват. Такой максимализм вдвое больше распространен в среде самых молодых, чем в среднем по выборке. Нет оснований утверждать, что молодежная среда в большинстве своем охвачена такими веяниями. Однако надо считаться с объективным социальным фактом их распространения. И делать все, чтобы на этой почве не выросли какие-либо радикальные движения, которые будут препятствовать консолидации российского общества. Это одна из главных целей современной молодежной политики государства.

Как известно, молодость - недостаток, который быстро проходит. Насколько сильно могут измениться сегодняшние юные максималисты лет через десять?

Михаил Горшков: Подходя к порогу тридцатилетия, люди довольно заметно меняются, и это вполне объяснимо. Жизнь заставляет. В зрелом возрасте они становятся более терпимыми, ответственными, в чем-то консервативными. Но одно можно сказать наверняка: точной копией своих родителей и дедов они не окажутся. Выстраивая вектор будущего развития России, уже сегодня надо понимать их запросы и особенности. А главное - изучать и учитывать при создании стратегий развития страны и разработке далеко идущих государственных планов.

Справка "РГ"

Массовый опрос населения РФ проводился ИС ФНИСЦ РАН в феврале 2024 г. по репрезентативной общероссийской квотной выборке. Методом персональных интервью опрошено 2000 респондентов старше 18 лет в 22 субъектах РФ в 122 поселениях.