В ходе состоявшегося во второй половине дня 14 декабря голосования в Национальном собрании (парламенте) Республики Корея (РК) предложение объявить импичмент поддержали 204 депутата, 85 высказались против, 3 воздержались, еще 8 голосов признаны недействительными. Для одобрения импичмента необходимо было не менее 200 голосов или две трети от общего состава парламента.
Изменить ситуацию по сравнению с первой попыткой голосования, которая были предпринята неделю назад 7 декабря и провалилась из-за нехватки кворума, помогли перемены в позиции правящей партии "Сила народа". Хотя она в итоге не изменила свою официальную линию о необходимости голосовать против импичмента, но в то же время не стала бойкотировать само голосование, что дало возможность всем желающим депутатам от партии нарушить ее официальные рекомендации. Таких в итоге набралось, согласно подсчетам, не менее 12 человек. На это повлияли как постепенно раскрывающиеся в ходе расследования скандальные обстоятельства введения военного положения, так и действия самого президента, который в четверг, 12 декабря, в обращении к нации заявил, что действовал правильно, и обвинил в кризисе исключительно оппозицию. Юн также нарушил данные ранее им обещания вверить будущее правление партии и правительству, а самому при необходимости досрочно уйти в отставку. Это вызвало возмущение не только среди простых корейцев и оппозиции, но и внутри правящей партии, где стали раздаваться требования изменить подход к вопросу об импичменте.
Как только стали официально известны результаты голосования в парламенте, президент Юн Сок Ёль был немедленно - хотя пока и временно - отстранен от исполнения своих обязанностей, которые перешли к премьер-министру Хан Док Су.
Все должен теперь решить Конституционный суд, которому по закону дается до 180 дней, чтобы вынести вердикт, были ли со стороны Юна нарушения закона и настолько ли они серьезны, чтобы снять его с поста. Если и КС поддержит импичмент, то после этого через 60 дней пройдут досрочные президентские выборы, а если отменит, то Юн вернется к исполнению полномочий лидера страны.
Главный вопрос теперь: по какому пути пойдет дальнейшее развитие ситуации в Южной Корее? Если рисовать будущую картину, что говорится, очень широкими мазками, то пока наиболее вероятным выглядит сценарий с подтверждением импичмента Юна, досрочными выборами, где наибольшие шансы на победу имеет глава ведущей оппозиционной Демократической партии "Тобуро" Ли Чжэ Мён. На президентских выборах в 2022 году он проиграл Юну менее одного процента голосов, а сейчас рейтинг Ли, согласно опросам, около 41 процента. Он с огромным отрывом опережает ближайшего потенциального конкурента - лидера правящей партии "Сила народа" Хан Дон Хуна с его лишь семью процентами голосов.
Что касается в таком случае будущего Юн Сок Ёля, то с высокой долей вероятности он сможет еще больше упрочить славу президентского поста, как одной из самых опасных работ Южной Кореи. Он может пойти по стопам многих своих предшественников, которые после президентства отправлялись за решетку.
Однако, если начать вдаваться в детали, то сценарий развития внутренней политики РК уже выглядит не таким однозначным. Для начала остается вопрос, поддержит ли Конституционный суд РК импичмент. Да, подавляющее большинство корейцев - более 75 процентов - высказываются в пользу окончательного снятия Юна с поста президента и досрочных выборов, что судьи неизбежно учитывают. Но сейчас в КС РК из полного состава из девяти судей есть лишь шестеро. Согласно закону, поддержать импичмент должны две трети от полного состава, то есть те же шестеро. Получается, что для импичмента нужна единогласная поддержка всех судей, и лишь один голос "против" может вернуть Юна к власти, аннулировав вотум недоверия. Это прекрасно понимает и доминирующая в парламенте оппозиция, которая намерена как можно скорее предложить на рассмотрение кандидатуры еще трех судей КС, чтобы довести состав суда до полного и таким образом подстраховаться. Известно, что большинство судей КС имеют либо консервативную, то есть близкую к правящему лагерю, либо центристскую ориентацию. Не исключено, что именно на них и рассчитывал президент Юн Сок Ёль, когда заявил, что намерен отстаивать свою правоту в суде и полон решимости вернуть себе полномочия главы государства.
Если же КС все-таки подтвердит импичмент, то в течение 60 дней будут проведены досрочные президентские выборы. Да, шансы на победу на них выглядят пока предпочтительнее у лидера оппозиции Ли Чжэ Мёна, но у него есть свои проблемы. Так, в отношении него ведется сейчас одновременно пять уголовных дел о коррупции, злоупотреблении полномочиями, лжесвидетельстве и прочим обвинениям. Если, в конце концов, хотя бы по одному из них он получит пусть даже условный тюремный срок, то, согласно корейским законам, он лишится возможности баллотироваться на выборах в течение десяти лет. То есть получается, что Ли, несмотря на все его шансы, может быть просто не допущен к президентским выборам. Отметим, что по одному делу он уже получил условный срок, но обжаловал вердикт в апелляционном суде.
В любом случае, как говорят в Корее, "судебные риски" весьма велики для Ли Чжэ Мёна, и нельзя исключать варианта, что оппозиции срочно придется искать ему замену. В этом случае неизбежна внутрифракционная борьба с непредсказуемым исходом. Согласно мнению политологов, шансы представлять партию на досрочных выборах в случае "схода с дистанции" Ли Чжэ Мёна имеют нынешний губернатор провинции Кёнги Ким Дон Ён, который уже заявил о своих президентских амбициях, а также спикер парламента У Вон Сик, который снискал большую популярность за хладнокровие и решительное противодействие введению военного положения.
Кто еще может претендовать на то, чтобы стать следующим президентом Южной Кореи в случае досрочных выборов? У уже упомянутого лидера правящей партии Хан Дон Хуна какие-то шансы есть, но своей поддержкой импичмента он настроил против себя доминирующих в партии "ястребов". Ожидается, что уже в понедельник 16 декабря Хан сложит полномочия главы партии. В этой связи открытым остается вопрос, кто же получит номинацию на выборы от правящего лагеря: у Хана конфликт с доминирующей в партии фракцией сторонников президента, с другой стороны, в партии также хорошо понимают, что выдвижение какого-то ястреба-консерватора в нынешней обстановке с импичментом Юну будет означать почти гарантированное поражение на выборах, потому наверное лучше будет найти какую-то более умеренную по политическим взглядам фигуру.
В этой связи правящая партия вполне может обратить внимание на нынешнего премьер-министра Хан Док Су, который сейчас выглядит как образец хладнокровия и спокойствия в эти бурные политические времена. Нынешний глава правительства, напомним, хотя и был назначен Юном, но ранее работал в правительстве и при демократах, так что вполне может оттянуть на себя часть электората оппозиции и сыграть на благоприятном имидже хорошего хозяйственника-технократа.
Таким образом, как видно, у Южной Кореи есть несколько путей развития ситуации. Сейчас можно лишь говорить о каких-то вероятностях, но с полной точностью нельзя гарантировать ничего, в том числе нельзя исключать даже возможности возвращения Юн Сок Ёля на пост президента, хотя это, скорее всего, приведет к многочисленным протестам в стране. Положение дел в настоящее время меняется с большой скоростью, и разного рода сюрпризы не то что не исключены, а, скорее, неизбежны. В конце концов, кто еще пару недель назад мог поверить в то, что в Южной Корее, которая выглядела как островок образцовой демократии, будет объявлено военное положение, и президент направит спецназ с приказом "вытащить депутатов из парламента"?
Справка "РГ"
В истории Южной Кореи до нынешнего кризиса парламент объявлял импичмент президенту страны дважды - в 2004 году Но Му Хену и в 2016 году Пак Кын Хе. В первом случае КС отменил отстранение от власти, вернув Но полномочия президента, а во втором поддержал, в результате чего в марте 2017 года прошли досрочные президентские выборы. Для вынесения решения в первом случае Конституционному суду потребовалось 63, а во втором - 91 день. Текущий политический кризис и отстранение президента тоже стало уникальным, так как, несмотря на все возмущение народа, парламент с первой попытки не смог одобрить импичмент, для чего потребовалось повторное голосование через неделю.