Кустодиев начинал как академический художник, но всегда стремился к созданию яркой русской живописи - поиску своего стиля, который смело можно обозначить словосочетанием "Патриархальная Россия". В Суздале, конечно, представлен не монографический проект, но выразительные штрихи к портрету художника, знаменитого ученика Ильи Репина. 10 музеев со всей России представили свои произведения. Участвуют Русский музей, Третьяковская галерея, Петергоф, Бахрушинский музей и другие.
Полотна словно продолжение пейзажа за окном, а заснеженные улочки Суздаля, где уютно теснятся друг к другу одноэтажные деревянные домики и катают на лошадях, - продолжение выставки.
Кустодиев не писал точные копии городов. Кто-то видит на его пейзажах Кострому, кто-то - Суздаль. Но город художника - преимущественно плод его фантазии. Автор в таких случаях говорил: "Значит получилось на жизнь похоже".
Кто-то в "кустодиевских красавицах, "кустодиевских женщинах", "кустодиевской зиме" видел утопию, кто-то попытку ностальгировать об ушедшем и уходящем. Но, воплощая в своих полотнах провинциальную Россию, милую и понятную его сердцу, художник верил, что воспеваемые им дух, красота и нетленные образы воспрянут как некие символы прошлого времени.
На выставке есть и знаменитая "Купчиха за чаем", и знаковый портрет баса всея Руси Федора Шаляпина, который он забрал с собой в эммиграцию, и даже театральные работы - эскизы декораций и костюмов для спектаклей МХТ и БДТ.
Несмотря на то, что Кустодиев много лет страдал неизлечимой болезнью и был фактически прикован к инвалидному креслу, его полотна - ода жизни и ее радостям. От серости, холода, голода и войны Кустодиев бежал в патриархальную Русь своих картин.
Шаляпина он вообще писал с небольшого подготовительного эскиза лежа в постели. Праздничные гуляния, церковь, роскошная шуба, любимый певцом бульдог. Этот портрет требует долгого всматривания и любования деталями. А уж сколько легенд сложено вокруг истории его создания. Бульдог написан с пятой попытки - на шкаф, на который тот пристально смотрел, пришлось посадить кошку. Так художник пытался добиться нужного взгляда.
Выставку открыли генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева и мэр города Суздаля Алиса Бирюкова. Необычна подача работ. Архитектор Сергей Мешалкин представил полотна как хоровод левитирующих картин, будто парящих в воздухе. На каждую картину любуешься будто пейзажем в оконной раме.
Уютная и лиричная выставка-размышление, завершающая празднование 1000-летия Суздаля, открыта до 25 февраля 2025 года.