Китайскому проекту по ликвидации дефицита водных ресурсов исполнилось 10 лет

Двенадцатого декабря Китай отмечает десятилетие сдачи в эксплуатацию первой очереди проекта переброски вод с юга на север страны. За это время на засушливый север КНР было дополнительно поставлено 121,5 миллиарда кубометров воды, что в два с лишним раза превышает объем годового стока Хуанхэ. Бенефициарами проекта стали порядка 200 миллионов человек в 60 с лишним городах, в том числе таких крупных, как столица КНР Пекин. Проект не просто напоил север страны, но и позволил решить множество экологических проблем. За масштабы его называют "проектом века", да и не только за масштабы: его идея родилась в 1952 году, а полная сдача в эксплуатацию намечена на 2050-й - как раз век и выходит. Еще полностью не завершенный проект уже является обладателем множества мировых рекордов, а впереди - еще больше достижений.
Проект переброски вод с юга на север Китая является самым дорогим в мире гидротехническим проектом.
Проект переброски вод с юга на север Китая является самым дорогим в мире гидротехническим проектом. / Медиакорпорация Китая

Как все начиналось

Для Китая дефицит водных ресурсов - довольно серьезная проблема. На страну, где живет 20 процентов населения планеты, приходится лишь 5,8 процента глобальных запасов пресной воды. Объем водных ресурсов на душу населения здесь меньше, чем в среднем по миру. Более того, ресурсы эти распределены крайне неравномерно: более 80 процентов сосредоточены на юге, от крупнейшей в КНР реки Янцзы и южнее. В этих регионах наблюдается даже переизбыток воды: они часто страдают от разрушительных сезонных паводков.

Тогда как на севере - перманентная "великая сушь". Критическая ситуация сложилась в регионе китайского трехречья: рек Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ. Эта территория охватывает весь столичный субрегион Пекин -Тяньцзинь - провинция Хэбэй, а также провинцию Шаньдун, части провинций Хэнань, Цзянсу и Аньхой. Здесь показатель водных ресурсов на душу населения составляет лишь восьмую часть от общенационального, или лишь 3 процента - от среднемирового. Причем это далеко не самый засушливый регион Китая - им является Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Однако в отличие от Синьцзяна в регионе трехречья сосредоточены крупные промышленные и сельскохозяйственные базы, куда более высокая плотность населения (в одном только Пекине живет почти столько же народа, сколько во всем Синьцзяне). В результате именно здесь сформировался критический дефицит воды.

За 10 лет Пекин на 11 метров поднял уровень некогда критически истощенных подземных вод, решив одну из своих главных экологических проблем

Проблема была очевидной уже на заре Нового Китая. И решить ее постановил не кто иной, как "великий кормчий", основатель и первый председатель КНР Мао Цзэдун. Инспектируя регионы вдоль "желтой реки" Хуанхэ, 30 октября 1952 года Мао постановил: "На юге - изобилие воды, а на севере ее почти нет... неплохо было бы позаимствовать". Именно с этого момента идет отсчет истории крупнейшего в мире проекта по "развороту рек". Он изначально имел двойное назначение: не только напоить засушливый север, но и смягчить сезонные паводки на реках юга. При этом было понятно, что юг водой не обеднеет: по статистике, с 1952 по 1980 год для промышленных и бытовых нужд использовалось не более шести процентов годового стока Янцзы, более 800 млрд кубометров пресной воды ежегодно уходило в море "за просто так".

На технико-экономическое обоснование проекта ушло ровно полвека. Было рассмотрено более 50 различных маршрутов и инженерных решений, к разработке которых было привлечено более двух тысяч ученых. Финальную отмашку старту проекта дали 27 декабря 2002 года.

Не счесть рекордов

Спустя 12 лет - в декабре 2014-го - началась эксплуатация первой очереди проекта переброски вод с юга на север КНР. Она состоит из двух маршрутов: восточного и центрального.

По восточному маршруту вода из Янцзы идет в провинции Цзянсу, Аньхой и Шаньдун. Его проложили быстрее всего. Это объясняется тем, что работы шли на основе уже существующей инфраструктуры, созданной две с половиной тысячи лет назад. Речь идет о Великом канале Китая - самом древнем и самом протяженном в мире рукотворном водном пути. Его первая очередь была сдана в эксплуатацию еще в пятом веке до нашей эры. Строился канал для того, чтобы перевозить зерно и дань из южных и восточных районов Поднебесной в столицу. По окончании продолжавшихся века гидроинженерных работ канал протянулся от города Ханчжоу (провинция Чжэцзян) до Пекина, его длина составила 1794 километра. Великий канал Китая прекрасно сохранился до наших дней, 70 процентов этой рукотворной водной артерии до сих пор пригодны для судоходства. Традиции "древнекитайского водоканала" удачно продолжили современники.

Впрочем, это не означает того, что восточное плечо строилось исключительно на готовеньком. Наличие каналов - одно дело, а обеспечение направленного тока воды - совсем другое. Если на северном окончании восточного канала ток воды обеспечивается гравитацией, то с юга и вплоть до реки Хуанхэ воду надо поднимать "в горку": на протяжении 651 километра ложе канала поднимается на 65 метров. С повышением высот напор приходится обеспечивать за счет самого большого в мире комплекса насосных станций. Расположенные на протяжении маршрута 34 насосные станции каждую секунду перекачивают 4500 кубометров воды.

Задача центрального маршрута переброски вод - обеспечение живительной влагой столичного субрегиона. Судя по последним данным, выполнена она с лихвой. Сегодня проект "разворота рек" обеспечивает 100 процентов водопользования в городе центрального подчинения Тяньцзин и 70 процентов - в китайской столице. При этом четверть объема поступающей в Пекин воды закачивается под землю для восстановления водоносных пластов. В результате за 10 лет Пекин на 11 метров поднял уровень некогда критически истощенных подземных вод, решив одну из своих главных экологических проблем. Засушливая китайская столица в свое время нещадно эксплуатировала подземные воды. Падение водоносных горизонтов повлекло такие проблемы, как быстрое проседание почв, создававшее угрозу устойчивости зданий. Рекорд погружения под землю был поставлен в центральном районе Чаоян: 137 миллиметров в год. С введением в эксплуатацию проекта "разворота рек" в столице закрыли все 6900 скважин, которые обеспечивали около четверти от общего объема потребления воды в мегаполисе.

Центральное плечо проекта переброски вод также может похвастаться мировыми рекордами. Один из них - самое оперативное расселение из затопленных под гидротехнические проекты регионов. Для обеспечения надлежащего объема поставок воды пришлось значительно - на 13 метров - поднять уровень плотины и воды в водохранилище Даньцзянкоу. В результате затопленными оказались территории площадью 144 квадратных километра, на которых проживало 345 тысяч человек. Их расселили всего лишь за три года, для чего было отстроено 600 новых поселков с домами общей площадью 13 млн кв. м. Конечно, в новейшей истории Китая происходили и более масштабные переселения. Например, при строительстве крупнейшей в мире ГЭС "Санься" расселили 1,3 миллиона человек. Однако тогда на это ушло 17 лет, и работы велись куда менее оперативно.

Еще один интересный мировой рекорд - самая близкая проходка водонапорного тоннеля под существующим инфраструктурным объектом. Он поставлен в Пекине. Водонапорный канал центрального маршрута проложили лишь в 3,5 метра под станцией "Укэсун" первой ветки столичного метрополитена. Работы были крайне сложными: станция - одна из наиболее оживленных, рядом с ней расположен крупнейший в городе армейский госпиталь, большой парк развлечений, проходит четвертое транспортное кольцо. Проходку тоннеля совершили без закрытия станции, а сам тоннель практически не повлиял на ее конструкцию: она всего лишь просела на два миллиметра.

Проект переброски вод с юга на север КНР также является самым дорогим в мире гидротехническим проектом: на его осуществление выделено 500 миллиардов юаней - это даже больше, чем было потрачено на строительство крупнейшей в мире ГЭС "Санься" ("Три ущелья"). Это также крупнейший в мире гидротехнический проект по количеству бенефициаров: ныне порядка 200 миллионов человек, а в будущем достигнет полумиллиарда.

Задача максимум

Сегодня операторы проекта сосредоточены на дальнейшем расширении восточного и западного маршрутов поставки воды на север, а главное - приступили к строительству его западного плеча. Первые западные каналы были введены в эксплуатацию 16 июля 2023 года. Они соединили притоки крупнейших китайских рек Хуанхэ и Янцзы. Вода пошла по тоннелям, прорубленным в массиве хребта Циньлин. Общая протяженность водопроводных туннелей достигает 98 километров.

Для дальнейшего развития западного маршрута переброски вод предстоит огромная работа как для строителей, так и для инженеров: требуется множество новых и сложных решений. Дело в том, что западный маршрут пересекает гористую местность, перепады уровня русла у местных рек составляют от 80 до 450 метров, что создает необходимость создания огромного парка новых водонапорных станций. Более того, район сейсмоопасный: здесь могут происходить землетрясения магнитудой до восьми баллов. Вместе с тем разработчики проекта уверены, что справятся с этими вызовами, и гарантируют окончание работ к середине века.

К тому моменту общая протяженность всех каналов проекта переброски воды с юга на север КНР достигнет 4 тысяч 350 километров. По ним будет ежегодно перекачиваться 44,8 млрд кубометров воды, что вплотную приблизится к показателям годового стока реки Хуанхэ (около 50 млрд кубометров). Это будут новые мировые рекорды. Впрочем, суть не в рекордах, а в том, что Китай все-таки решит задачу века, напоив северные регионы страны и создав мощный задел для их экономического развития. Такая вот "вторая Хуанхэ".