"В соответствии с российским законодательством о банкротстве, в процессе прохождения должником процедуры банкротства его активы включаются в конкурсную массу, за счет активов происходит удовлетворение долговых обязательств потенциального банкрота.Но возникает вопрос, как быть с активами в виде криптовалюты? С точки зрения законодательства, средства в криптовалюте ничем не отличаются от других активов, будь то банковские счета, недвижимость, автомобили или ценные вещи. Однако ситуация усложняется сложностью поиска криптовалютных активов", - пояснила "Российской газете" юрист , aрбитражный управляющий Анна Хрусталева.
Поскольку Верховный суд РФ признал криптовалюту финансовым активом, в задачи финансового управляющего входит поиск транзакций должника с криптовалютой. Значительная часть криптовалютных операций не является анонимной, поскольку денежные средства должник может выводить на свои банковские карты. Соответственно, финансовый управляющий анализирует банковские выписки, документацию популярных платежных систем, включая PayPal, ЮMoney. Для отслеживания подобных транзакционных операций используются сервисы blockchain coinmarketcap, сайт-эксплорер Еtherscan.
"В качестве операций, имеющих отношение к криптовалютам и свидетельствующих о возможном наличии у должника подобных активов, относятся: перевод денежных средств на криптовалютные кошельки, приобретение криптовалюты, вывод средств с криптовалютных кошельков, приобретение оборудования для майнинга криптовалюты. В случае обнаружения у должника криптовалютных активов и его нежелании передавать эти средства в конкурсную массу, финансовый управляющий должен направить запрос в суд об истребовании криптовалюты или переводе ее неплательщиком в отечественную валюту с последующим зачислением на счет управляющего. Еще один способ - обратиться в суд с ходатайством об изъятии криптовалютных активов посредством передачи сведений доступа к криптокошельку", - уточнила юрист.
Однако должник может заявить, что он забыл или утратил код криптовалютного кошелька. В этом случае изъять средства с криптовалютного кошелька становится практически нереально. Но, с другой стороны, тогда это может быть квалифицировано как утаивание активов со всеми вытекающими последствиями от отказа в удовлетворении заявления о банкротстве должника до привлечения его к административной и даже уголовной ответственности.
"В любом случае, изъятие криптовалютных активов у должников представляет собой достаточно сложную задачу. Но нет сомнений, что отечественная правоприменительная практика будет совершенствоваться в данном направлении, учитывая широкое распространение криптовалютных операций и рост количества активов в криптовалюте, причем как у физических, так и у юридических лиц. Но возможностей для сокрытия активов в криптовалюте у должников, безусловно, больше, чем для сокрытия обычных активов в виде недвижимости или банковских счетов. Если криптовалютные операции совершались от имени третьего лица, то доказать факт принадлежности криптовалютных активов должнику практически невозможно в рамках процедуры банкротства", - добавила юрист.