Картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван" вернулась в Третьяковскую галерею

Картина не просто вернулась в свой "репинский" зал, но и сопровождается большой выставкой, посвященной истории ее создания, экспонирования и реставрации.
В процессе долгой и кропотливой реставрации специалисты открыли подлинные цвета шедевра Ильи Репина.
В процессе долгой и кропотливой реставрации специалисты открыли подлинные цвета шедевра Ильи Репина. / РИА Новости

Чтобы вернуть картину, ушло 6,5 лет. Год ушел только на комплексное исследование.

Акт вандализма в отношении картины был совершен Игорем Подпориным 25 мая 2018 года. Злоумышленник ударил полотно стойкой ограждения, в результате стекло, закрывавшее картину, было разбито, была разрушена рама, поврежден красочный слой.

Репинское полотно всегда было "хронически больным". Первый раз картина была повреждена в 1913 году - 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов нанес три удара ножом по полотну. В реставрации картины участвовал сам художник.

В экспозиции Третьяковской галереи картина Репина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года" всегда привлекала внимание посетителей. В 1924 году она экспонировалась на выставке, посвященной 80-летию со дня рождения художника. Уже в феврале 1927 года комиссия зафиксировала осыпи красочного слоя.

Теперь репинское полотно сохранено для потомков на долгие годы

Теперь полотно прошло капитальную реставрацию и помещено в защитную капсулу. Было проведено укрепление картины с лицевой стороны. После удаления дублировочного холста и пленки осетрового клея от предыдущих реставраций стало возможным укрепление красочного слоя с обратной стороны.

"Проведенная грандиозная реставрация подтверждает уровень реставрационной школы Третьяковской галереи, - рассказала заведующая отделом живописи второй половины XIX - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. - В "репинском зале" теперь многосмысловая выставка. Здесь несколько разделов. Первый раздел - история создания картины - этюдный, эскизный материал, ключевая информация о создании картины, цензура. Второй раздел - представлены реставрационные материалы 20-30 годов. А фото комментируют объемный процесс реставраторов".