Так вот, наши законодатели уверены, что расследования по делам о дистанционных хищениях необходимо проводить там, где живет большинство пострадавших граждан. И судить обвиняемых в мошенничестве - там же.
Почему такое предложение необходимо? Если телефонные мошенники - граждане враждебных государств, достать которых наши правоохранители пока не могут, то на скамью подсудимых отправляются лишь их курьеры, польстившиеся на легкий заработок.
Но есть у нас есть и свои мошенники, которые по той же схеме грабят людей. И их вполне успешно отлавливают. Но вот что интересно - эти аферисты никогда не работают, что называется, по месту жительства. Они ищут жертв как можно дальше от мест своего обитания.
Так, задержанные мошенники из Питера обчищали стариков в сибирской глубинке, а двое их "коллег" из Татарстана обзванивали жителей Краснодарского края.
Когда таких мошенников ловят, то следствие идет по месту их нахождения. А жертвы их так далеко поехать к следователю или на суд не могут. Поэтому проект закона должен сделать проще, как говорят юристы, определение подследственности таких преступлений. Соответствующие поправки авторы проекта предлагают внести в Уголовно-процессуальный кодекс - дополнить часть 4 статьи 152 УПК РФ, давая возможность начать следствие "в месте сосредоточения пострадавших". Это еще и сократит сроки расследования.
Если изменения станут законом, то руководители следствия МВД и СК получат право выбрать места расследования.
В действующей сегодня статье 152 УПК РФ прописаны правила, по которым расследование может проводиться не только по месту совершения преступления, а, например, и по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей. Вот только такая практика почти не действует, если речь идет о расследовании дистанционных хищений. Дело в том, что у следственных органов возникают сложности с установлением места совершения преступления.
В пояснительной записке разработчики приводят тревожную статистику МВД России. Так, в прошлом году ими было зарегистрировано 677 тысяч преступлений, совершенных с использованием цифровых технологий. Это 34,8% от общего количества преступлений, что на 27% больше, чем в 2022 году.
Такой же рост продолжился и в 2024 году. Окончательных цифр еще нет, но за первые полгода доля таких преступлений выросла до 38%. А это на 15% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.