Это три электрички утром и три вечером. "Клюквенный" - бурно развивающийся микрорайон в восточной части Новосибирска (после окончания строительства здесь будет жить 35 тысяч человек), здесь же находится несколько крупных логистических центров, куда едут работники со всего города. Поэтому строительство платформы с перспективой ее дальнейшего расширения стало очередным шагом проекта "Городская железная дорога".
Первая же городская электричка от "Пригородного простора" до главного вокзала начала курсировать еще в 2021 году, дав возможность жителям отдаленного микрорайона на западной окраине добраться до центра Новосибирска всего за тридцать минут.
По данным начальника ЗСЖД Александра Грицая, за 11 месяцев 2024-го пригородная компания перевезла свыше 22 миллионов пассажиров (плюс 8,6 процента к уровню прошлого года). Электропоезда в Новосибирске успешно интегрируются в городскую пассажирскую сеть - это крепкое звено рельсового транспортного каркаса, который включает также метро и трамвай.
Развитие рельсового транспорта - приоритет для каждого города, население которого перевалило за миллион. Такой транспорт опережает другие по провозной способности и скорости. А также не создает пробок - он либо обособлен на улично-дорожной сети, как трамвай, либо вообще движется вне улиц, как метро или городская электричка. О том, каков сейчас рельсовый каркас Новосибирска, и каковы планы - в нашем материале.
Как сообщили "РГ" в городском департаменте транспорта и благоустроительного комплекса, протяженность пассажирских трамвайных путей в Новосибирске - 137,5 километра. Из них 45 километров (то есть треть) требует замены верхнего строения пути - то есть, проще говоря, рельсов и шпал.
Ремонт ведется, однако темпы вряд ли можно назвать головокружительными: в 2024-м в нормативное состояние привели 1,9 километра одиночного трамвайного пути на улице Широкой и 4,9 километра на улице Мира. В следующем году запланирован ремонт на Серебренниковской (3,2 километра) и на Связистов (4,2 километра).
Обновлять необходимо и подвижной состав - в департаменте оценили средний уровень износа парка трамваев в 78,1 процента. Всего же на балансе МУП "Горэлектротранспорт" 168 трамвайных вагонов, из них постоянно эксплуатируется 101. Поддерживать парк в технически исправном состоянии позволяет модернизация вагонов на совместном российско-белорусском предприятии "БКМ Сибирь" - в этом году там осовременили 10 вагонов (и еще 10 должны успеть до конца 2024-го), а с 2017-го - 62. Однако, признают в департаменте транспорта, модернизация не означает развития: чтобы реально увеличить трамвайный парк, в городе собираются приобрести еще 62 новых низкопольных вагона - в "кратчайшей перспективе". Такова потребность существующих маршрутов.
При этом пассажиров в новосибирских трамваях - миллионы. За 2023 год трамвай перевез 23,9 миллиона человек, это 12,2 процента от объема перевозок наземным транспортом и 8,5 процента - от общего объема пассажирских перевозок с учетом "большого рельсового брата" - метрополитена.
Что важно - по мнению специалистов, даже при существующем парке и рельсовом хозяйстве количество пассажиров, пользующихся трамваем, можно удвоить. Для этого, считают в городском департаменте, нужен не только ремонт путей, но и обеспечение приоритета движению трамвая на дорогах.
Что касается планов строительства, то они грандиозны: до 2030 года в Новосибирске предполагается построить 70 километров трамвайных путей, увеличив таким образом общую протяженность (сформированную еще в СССР) в полтора раза. По замыслу, трамвай должен прийти в крупные жилмассивы: "Радуга Сибири", "Южно-Чемской", "Родники", "Клюквенный", "Плющихинский", "Затулинский". А также дотянуться до автовокзала "Новосибирский автовокзал - Главный" на Гусинобродском шоссе и до станции метрополитена "Березовая Роща" по проспекту Дзержинского. Трамвай также ждут на улице Широкой, вдоль ул. Хилокской, на участке Писарева - Ипподромская - Танковая, а также в направлении поселка Каменка. Реальны ли эти планы? Пока не наступил 2030-й, надежда есть.
Единственный за Уралом метрополитен - законный повод для гордости Новосибирска. Тринадцать станций на двух ветках - основа рельсового каркаса мегаполиса. Пассажиропоток в сибирском метро стабильно растет: в 2023-м под землей проехали 84,5 миллиона пассажиров, за 10 месяцев 2024-го - 71,5 миллиона, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта цифра выше почти на 1,8 млн.
Финансовых возможностей у метро больше, чем у городского трамвая - так, на замену вагонов деньги выделяет бюджет Новосибирской области. До конца 2025 года в город поступит 20 новых вагонов (стоимость контрактов почти пять миллиардов рублей), еще пять вагонов предполагается купить за счет полученной на торгах экономии (300 миллионов рублей). А весь метропарк из 104 вагонов обновят к 2030 году, когда истечет срок эксплуатации основного состава.
К этому же "магическому" 2030 году Новосибирск, по планам, должен обрести несколько новых станций метро. На Дзержинской линии это "Молодежная" и "Гусинобродская", на Ленинской - "Площадь Станиславского" и "Троллейная" на левом берегу и "Северная" на правом. Эксперты в реальности этих планов сомневаются. Тем более что с февраля 2011 года, то есть почти 14 лет, новых станций метро в городе не открывали. Буквально в анекдот превратилась история с запуском станции "Спортивная" (по сути это еще один выход с метромоста, а не полноценная станция под землей), которую грозились сдать в эксплуатацию к первому сентября 2022 года. Последнее заявление о сроках запуска станции, которое на днях сделал губернатор Андрей Травников, - к "новому хоккейному сезону", то есть к сентябрю 2025-го.
Однако же какой-то свет в конце метротоннеля все-таки брезжит - как сообщил мэр Новосибирска Максим Кудрявцев, в бюджете 2025 года предусмотрены средства на проектирование станции метро (какой именно, не уточняется). Что ж, проект - тоже большое (и недешевое) дело. Тем более в отсутствие федерального финансирования новосибирского метро.
Но и с 13 станциями можно жить! Каркас мало-помалу крепнет. В частности, по данным городского департамента транспорта, в Новосибирске комплексно развивают метрополитен и трамвайную сеть с учетом формирования транспортно-пересадочных узлов. Удобная штука. Уже сейчас есть транспортно-пересадочные узлы "Гагаринская", "Пл. Гарина-Михайловского" и "Речной Вокзал" (электричка плюс метро), где можно с рельсового транспорта легко "перепрыгнуть" на безрельсовый.
Электрический транспорт сам по себе окружающую среду не загрязняет - у него нет вредных выхлопов. Это не значит, что негативной нагрузки от трамваев и прочих вагончиков нет вовсе: степень нагрузки определяется уровнем расхода электроэнергии, которую вырабатывает ТЭЦ. И все же, утверждают специалисты, по величине удельного расхода энергии (Втч/ткм) рельсовые виды транспорта имеют меньшие значения в сравнении с безрельсовыми.
В конце 2023 года проезд в новосибирском транспорте, включая метро и трамвай, подорожает с 35 до 40 рублей. Несмотря на регулярное увеличение платы, пассажирские перевозки, к сожалению, остаются убыточными: город выплачивает субсидии перевозчикам. И вынужден развивать рельсовый каркас (или хотя бы мечтать об этом) в условиях явно недостаточного финансирования.