Жительницы Курской области доказывают, что возраст бизнесу не помеха

Хлеб на живой закваске, вышитые картины, интерьерные куклы, творения в технике лоскутного шитья и многое другое - на выставке предпринимательства серебряного возраста в Курске было что приобрести. А сами бизнесвумен признаются: проведение импровизированной ярмарки, ознаменовавшей итог проекта по монетизации хобби, для них уже большая победа - прежде всего над ложной скромностью и безденежьем. И хотя стабильные ощутимые заработки для большинства из них еще впереди, дамы говорят о самой большой выгоде, которую принес им проект: "Мы научились себя продвигать".
Если все хорошенько просчитать, то хобби превратится в доходное занятие.
Если все хорошенько просчитать, то хобби превратится в доходное занятие. / Анна Скрипка/РГ

Никогда не поздно

Участницами проекта стали более полусотни дам элегантного возраста, причем самой старшей - 83. Женщины признаются: самым страшным было просто решиться на участие в проекте. Многие - давно пенсионерки - скучали дома. Сначала окунулись в быт, в общение с семьей, внуками, радовались этому, однако динамичность жизни в целом стала замедляться. Старались как-то разнообразить досуг, уделили время хобби, наконец-то занялись основательно кто рукоделием, кто бережным фитнесом, кто нейрографикой. Но все равно чего-то не хватало.

Председатель межрегиональной общественной организации "Женщины - лидеры" Елена Паничкина, ставшая инициатором проекта монетизации хобби для дам, отмечает, что у участниц было все, а вот внутреннего удовлетворения не было. Те женщины, которые успешно занимались собственным любимым делом, творчеством, делали это дома, успехами делились с близкими, а хотелось и полета мысли, и дополнительного заработка, и общения с родственными душами.

Бизнес-тренер и стилист Татьяна Рожкова, ставшая наставницей начинающих предпринимателей, отмечает, что многие дамы банально стеснялись себя проявлять.

- Желание учиться новому - эта важная черта проявилась в характере каждой участницы нашего проекта, - рассказывает она. - Однако делать это самостоятельно, конечно, сложнее. А проект сделал этот процесс интересным, комфортным. Да что там! За эти месяцы наши участницы так подружились, там сроднились, что расставаться не хотят.

Предпринимательницы говорят, что, помимо решения финансовых вопросов, курсы очень помогли им в самоопределении

Работа над ошибками

Примечательно, что в проект пришли не только начинающие предпринимательницы, но и дамы с некоторым опытом в этой сфере. Мастерица Любовь Заика и ее творения - славянские куклы-обереги и столовый текстиль, декорированный в технике лоскутного шитья, - узнаваемый участник знаменитой Курской Коренской ярмарки. Однако и она говорит о том, что в развитии собственного дела совершала ошибки.

- Мои работы сначала были увлечением, потом очень помогли мне преодолеть сложную жизненную ситуацию - морально сложную, - доверительно рассказывает мастерица. - И вот когда на куклы и другие мои работы появился спрос, я даже не подумала просчитать хоть что-то. Вот вы говорите: Курская Коренская ярмарка, такая площадка важная, и да - там тоже обратили внимание на моих куколок. Но я же отдавала их по цене совершенно… Как бы это сказать-то… Словом, я не считала себестоимость работ. Видела, что подобные продают по столько-то, и ставила аналогичный ценник. Но ведь мы приобретаем материалы, затрачиваем часы своего собственного труда… На курсах нас научили все это учитывать и закладывать в стоимость.

Предпринимательницы поделились, что, помимо решения финансовых вопросов, курсы очень помогли им в самоопределении. Так, курянка Галина Шабанова в повседневной жизни - специалист по здоровью стопы, подолог, а на выставку пришла с хлебом на живой закваске. Несколько сортов выпечки - по классическим рецептам и с разнообразными авторскими добавками - покорили гостей. Ни одна дегустация не обошлась без покупки.

- Открыть свою собственную булочную? Нет, к этому я не стремлюсь, - качает головой Галина Шабанова.

На курсах она стала наставницей, но не по хлебопечению. Галина - живой пример точного разграничения исключительно хобби и того занятия, которое стоит монетизировать.

Участницы проекта с разнообразными увлечениями порой не могли выбрать: на чем же зарабатывать? Наставники ответили и на этот вопрос: оказалось, что важнее просчитать проект, нежели решить, к чему больше лежит душа. Вот и Галина зарабатывает подологией, а хлеб печет время от времени. Подумывает, правда, о собственных курсах: уж очень много знаний накопилось о хлебопечении и традициях разных народов, связанных с ним. Хочется поделиться!

По своему календарю

Елена Паничкина отмечает, что для многих участниц стал открытием и выбор ниши, в которой они могут себя проявить. Так, самая старшая участница проекта Людмила Ионина представила и картины, и панно, и массу других интерьерных решений в технике лоскутного шитья. Она отмечает: покупатели на эти вещи есть, но их не так уж много. Одежду, декорированную в такой же технике, тоже выбирают, но, как правило, исключительно любители эпатировать публику. Словом, много не заработаешь. А вот самодеятельные коллективы, которые нуждаются в самобытных костюмах, - благодарная аудитория. Презентацией работ Людмилы Иониной стала курская традиционная пляска "Тимоня": костюмы на артистках были целиком и полностью сшиты мастерицей.

Татьяна Рожкова отмечает, что в предпринимательстве важно замечать и учитывать детали. И истории большинства участниц проекта - тому яркий пример. Так, кто бы мог подумать, что индивидуальные авторские настенные календари, созданные Еленой Лариной, выстрелят. А ими заинтересовались! Дамам они напоминают о том, как важно заботиться о себе, но без занудства и назиданий, а с легким юмором и позитивом.

Участницы проекта признаются, что вот этого ощущения легкости как раз и не хватало буквально каждой из них. О том же продвижении думалось: это и сложно, и долго, и дорого.

- На первое занятие многие пришли с новенькими смартфонами и не знали, как ими пользоваться, - напоминает Елена Паничкина. - Но потом поняли: ничего страшного, все легко. Когда мы учили их делать ссылки на аккаунты в соцсетях, то само собой появилось образное выражение "продвигать до посинения" - то есть пока выделенное слово в посте не станет синим. А участницы после сказали: если мы это научились делать, то и многому другому научимся.

Проект монетизации хобби для дам элегантного возраста подвел свои итоги, но его участницы не спешат расставаться. Помимо продвижения на рынке они продолжают общаться и признаются: учиться никогда не поздно, а значит, на следующие курсы обязательно пойдут все вместе.