Участницами проекта стали более полусотни дам элегантного возраста, причем самой старшей - 83. Женщины признаются: самым страшным было просто решиться на участие в проекте. Многие - давно пенсионерки - скучали дома. Сначала окунулись в быт, в общение с семьей, внуками, радовались этому, однако динамичность жизни в целом стала замедляться. Старались как-то разнообразить досуг, уделили время хобби, наконец-то занялись основательно кто рукоделием, кто бережным фитнесом, кто нейрографикой. Но все равно чего-то не хватало.
Председатель межрегиональной общественной организации "Женщины - лидеры" Елена Паничкина, ставшая инициатором проекта монетизации хобби для дам, отмечает, что у участниц было все, а вот внутреннего удовлетворения не было. Те женщины, которые успешно занимались собственным любимым делом, творчеством, делали это дома, успехами делились с близкими, а хотелось и полета мысли, и дополнительного заработка, и общения с родственными душами.
Бизнес-тренер и стилист Татьяна Рожкова, ставшая наставницей начинающих предпринимателей, отмечает, что многие дамы банально стеснялись себя проявлять.
- Желание учиться новому - эта важная черта проявилась в характере каждой участницы нашего проекта, - рассказывает она. - Однако делать это самостоятельно, конечно, сложнее. А проект сделал этот процесс интересным, комфортным. Да что там! За эти месяцы наши участницы так подружились, там сроднились, что расставаться не хотят.
Примечательно, что в проект пришли не только начинающие предпринимательницы, но и дамы с некоторым опытом в этой сфере. Мастерица Любовь Заика и ее творения - славянские куклы-обереги и столовый текстиль, декорированный в технике лоскутного шитья, - узнаваемый участник знаменитой Курской Коренской ярмарки. Однако и она говорит о том, что в развитии собственного дела совершала ошибки.
- Мои работы сначала были увлечением, потом очень помогли мне преодолеть сложную жизненную ситуацию - морально сложную, - доверительно рассказывает мастерица. - И вот когда на куклы и другие мои работы появился спрос, я даже не подумала просчитать хоть что-то. Вот вы говорите: Курская Коренская ярмарка, такая площадка важная, и да - там тоже обратили внимание на моих куколок. Но я же отдавала их по цене совершенно… Как бы это сказать-то… Словом, я не считала себестоимость работ. Видела, что подобные продают по столько-то, и ставила аналогичный ценник. Но ведь мы приобретаем материалы, затрачиваем часы своего собственного труда… На курсах нас научили все это учитывать и закладывать в стоимость.
Предпринимательницы поделились, что, помимо решения финансовых вопросов, курсы очень помогли им в самоопределении. Так, курянка Галина Шабанова в повседневной жизни - специалист по здоровью стопы, подолог, а на выставку пришла с хлебом на живой закваске. Несколько сортов выпечки - по классическим рецептам и с разнообразными авторскими добавками - покорили гостей. Ни одна дегустация не обошлась без покупки.
- Открыть свою собственную булочную? Нет, к этому я не стремлюсь, - качает головой Галина Шабанова.
На курсах она стала наставницей, но не по хлебопечению. Галина - живой пример точного разграничения исключительно хобби и того занятия, которое стоит монетизировать.
Участницы проекта с разнообразными увлечениями порой не могли выбрать: на чем же зарабатывать? Наставники ответили и на этот вопрос: оказалось, что важнее просчитать проект, нежели решить, к чему больше лежит душа. Вот и Галина зарабатывает подологией, а хлеб печет время от времени. Подумывает, правда, о собственных курсах: уж очень много знаний накопилось о хлебопечении и традициях разных народов, связанных с ним. Хочется поделиться!
Елена Паничкина отмечает, что для многих участниц стал открытием и выбор ниши, в которой они могут себя проявить. Так, самая старшая участница проекта Людмила Ионина представила и картины, и панно, и массу других интерьерных решений в технике лоскутного шитья. Она отмечает: покупатели на эти вещи есть, но их не так уж много. Одежду, декорированную в такой же технике, тоже выбирают, но, как правило, исключительно любители эпатировать публику. Словом, много не заработаешь. А вот самодеятельные коллективы, которые нуждаются в самобытных костюмах, - благодарная аудитория. Презентацией работ Людмилы Иониной стала курская традиционная пляска "Тимоня": костюмы на артистках были целиком и полностью сшиты мастерицей.
Татьяна Рожкова отмечает, что в предпринимательстве важно замечать и учитывать детали. И истории большинства участниц проекта - тому яркий пример. Так, кто бы мог подумать, что индивидуальные авторские настенные календари, созданные Еленой Лариной, выстрелят. А ими заинтересовались! Дамам они напоминают о том, как важно заботиться о себе, но без занудства и назиданий, а с легким юмором и позитивом.
Участницы проекта признаются, что вот этого ощущения легкости как раз и не хватало буквально каждой из них. О том же продвижении думалось: это и сложно, и долго, и дорого.
- На первое занятие многие пришли с новенькими смартфонами и не знали, как ими пользоваться, - напоминает Елена Паничкина. - Но потом поняли: ничего страшного, все легко. Когда мы учили их делать ссылки на аккаунты в соцсетях, то само собой появилось образное выражение "продвигать до посинения" - то есть пока выделенное слово в посте не станет синим. А участницы после сказали: если мы это научились делать, то и многому другому научимся.
Проект монетизации хобби для дам элегантного возраста подвел свои итоги, но его участницы не спешат расставаться. Помимо продвижения на рынке они продолжают общаться и признаются: учиться никогда не поздно, а значит, на следующие курсы обязательно пойдут все вместе.