Текучесть кадров находится на историческом пике, сообщила директор филиала hh.ru в ЦФО Марина Качанова: по данным компании, два из трех сотрудников готовы менять работу каждый год. Усложняют ситуацию низкая производительность труда и уровень автоматизации. Средняя стоимость найма с 2019 по 2023 год выросла втрое, с шести до 18 тысяч рублей, и продолжает идти вверх.
Индекс конкуренции на рынке труда в АПК при норме от четырех до восьми резюме на вакансию падал в сезон в Воронежской области до 2,2, в ЦФО - до 3,2. Нехватка людей в сельском хозяйстве Черноземья прослеживается давно, но особенно ярко она проявилась в 2023 и 2024 годах.
По информации HeadHunter, в январе - августе этого года наиболее высокой здесь была потребность в сервисных инженерах и инженерах-механиках, а также водителях и машинистах. Выросло число вакансий для агрономов и ветеринарных врачей, разнорабочих. Как обычно, очень много предложений было для технологов и менеджеров по продажам. В АПК почти все специалисты в дефиците либо уровень конкуренции по ним близок к нижней границе нормы.
В топ-10 регионов по числу открытых вакансий в сельском хозяйстве за лето - осень 2024 года в России вошли Москва, Краснодарский край, Воронежская, Московская, Белгородская, Курская, Ростовская и Тамбовская области, а также Ставропольский край и Липецкая область.
- Кадровый голод в АПК усиливается из-за высокой конкуренции со стороны других отраслей и низкого спроса среди соискателей. Он обусловлен в частности сезонностью найма: зимой зачастую нужно искать подработку. Квалифицированных специалистов на рынке мало, работа в АПК в целом менее популярна по сравнению со многими другими отраслями, - констатировала Марина Качанова.
- Чтобы нанять двух рабочих, надо совершить 100 контактов, - заявил руководитель проектов ООО "Воронежский шампиньон" Григории? Смирнов. - Шаблонов тут нет, у всех срабатывают разные подходы. За последние три года я полностью перестроил службы персонала в двух компаниях. И когда ставил HR-специалистам задачу набрать 40 инженеров и 200 рабочих, они говорили: миссия невыполнима. Тогда нанял трех менеджеров по продажам, провел вместе с ними 700 интервью с кандидатами и набрал-таки инженеров. Пускай и 30, а не 40...
Компания постоянно нуждается в кадрах, так как активно наращивает производство. Сейчас ее теплицы под Воронежем, на Кубани и в дочерней компании в Курганской области дают четверть всех грибов, выращиваемых в России. А в 2026-м нужно выйти на полную мощность, увеличив объемы примерно в 1,5 раза.
- Все бюджеты на рекламу проектов у нас заточены на привлечение персонала, - сообщил Смирнов. - Перед запуском второй очереди производства я решил провести эксперимент. Нашел контакты 30 рекламных и маркетинговых агентств Воронежа и отправил всем письма с техзаданием: привести к нашим воротам 200 человек, в финале представить анализ расходов и результатов. Меня удивило, честно говоря, что специалисты по продвижению не готовы подкреплять эффект своей работы понятными бизнесу цифрами. Получил только три отклика, и лишь один содержал проработанное предложение! Мы воспользовались услугами этой компании. Правда, статистику и отчет делали вместе. Итого один отклик на вакансию обошелся нам в пять тысяч рублей, конверсия составила около четырех процентов, стоимость привлечения одного человека - более 120 тысяч. Я рыдал, пока в hh.ru не сказали, что в среднем по рынку конверсия - два процента, а стоимость найма - 150 тысяч.
Без четкой аналитики и прямого участия руководителя в подборе персонала ничего не получится, уверен эксперт. Его выступление участники форума восприняли как глоток живой воды, сожалея о том, что директора компаний порой не воспринимают воззвания из HR-отделов об увеличении ФОТ и бюджета на наем.
- Считаете, что вакансии не закрываются из-за низких зарплат, - приводите выкладки по рынку. Приносите их каждый день! Но одной зарплатой качество работы не обеспечить - надо, чтобы даже линейный персонал понимал не только свою, но и общую цель компании. Наша цель - заработать не только сейчас, но и в будущем. Любой сотрудник должен это понимать, - напомнил Григорий Смирнов.
Он призвал руководителей поменять сознание и уяснить, что проблема с кадрами будет остро стоять не год-два, а 20 лет и более. Автоматизация и роботы на производстве станут насущной необходимостью, так же как и бережное отношение к кадрам.
- Подбор персонала как процесс - это уже не покупка, а продажа. Когда задача не столько найти специалиста с конкретными навыками, сколько найти применение тому, кого удалось залучить. Сломался - чинить, а не выбрасывать, потому что за дверями - никого, - рассуждал спикер под благодарные аплодисменты.
Конкуренция за людей так усилилась, что компании начали рассматривать непривычные для себя категории кандидатов. Чтобы закрыть вакансии квалифицированных рабочих, на которые традиционно брали мужчин, приходится оборачиваться в сторону женщин, белых воротничков, синих воротничков без квалификации, иностранных граждан, студентов...
- Да уже и в школьников пора целиться! Шутим с коллегами, что, наверное, надо в роддомах окучивать молодых мам, чтобы они вкладывали в детей мысль о работе в АПК, - призналась руководитель направления развития бренда работодателя агрохолдинга "Черкизово" София Семенова.
В работу со школьниками, особенно из семей сотрудников, начала системно инвестировать группа компаний "Ренна". Как сообщила HR-директор Карина Бирюлина, с детьми организуют увлекательные занятия по экономике, где они прокачивают финансовую грамотность и даже придумывают стартапы.
- На комбинат в Кореновске водим детей с восьмого класса. Принимаем ребят на подработку летом, - добавила Бирюлина.
София Семенова, в свою очередь, рассказала о пилотном проекте по привлечению женщин на неженские позиции: тракториста, механизатора, водителя погрузчика. Компания воплотила его в одном из регионов своего присутствия и теперь намерена масштабировать опыт. Для начала провели исследование среди потенциальных кандидатов - определили профессиональные запросы женщин без опыта взаимодействия с сельхозтехникой, чтобы понять, насколько они готовы обучаться конкретным рабочим профессиям. Требования выставили минимальные: опыт работы - от года, права категории С.
- Опрос показал, может, и очевидные для кого-то вещи - но то, что кажется очевидным, никогда нелишне проверить. Почему женщины не становятся трактористами и механизаторами? Свою роль играют недоверие со стороны работодателя и реакция мужчин (мол, "не женское дело"), страх ответственности и боязнь руля, представление о том, что мужчинам легче работать с техникой. То есть барьеры есть и внутренние, и внешние. Нам предстояло побороть стереотипы и у целевой аудитории, и у сотрудников-мужчин, - отметила Семенова.
На агропредприятии поняли, что для набора водителей прекрасного пола надо вложиться не только в обучение стажеров и поддержку их наставников, но и в создание комфортных условий работы.
- Санитарный корпус, душевые, раздевалки, доступная в управлении техника, гибкий график, другая система мотивации, дополнительные дни отдыха... - перечислила эксперт те изменения, что пришлось внести в привычный формат работы. - Мы подготовили площадки, сняли ролики с участием женщин, которые у нас уже работают, и запустили в СМИ яркую коммуникационную кампанию. В итоге удалось найти более 90 женщин на сложные мужские профессии и сократить срок найма.
На фоне битвы за кадры бизнес, в частности в аграрной отрасли, пересматривает и отношение к людям предпенсионного возраста. Если раньше где-то рассчитывали с почетом проводить опытных работников на пенсию и скорее нанять вчерашних выпускников колледжей, то теперь думают, как обеспечить людям активное долголетие без отрыва от производства. "Предпенсионеры на первом плане", - отметила заместитель генерального директора по персоналу группы компаний "ЭкоНива-АПК" Татьяна Ляпина, подчеркнув, что сегодня как никогда важно уменьшать текучесть персонала и строить здоровые коммуникации в коллективе:
- В идеале человек должен прийти на предприятие в молодости и с удовольствием работать на нем до самой пенсии. Мы специально разыскиваем и награждаем тех, кто проработал у нас не одно десятилетие - возможно, переходя из одного подразделения в другое, но оставаясь верным коллективу в широком смысле. Чтобы удержать людей в рамках компании, нужно обеспечить им физическое и психологическое благополучие, профессиональный рост и благоприятную корпоративную среду. Мы используем различные льготы: сотрудник сам выбирает из общего меню тот набор, который ему ближе. На старте использовали партнерские скидки: доводили до сотрудников предложения страховых и медицинских компаний. Потом стали вводить и свою систему поддержки. Особенно поощряем спортивную активность.
Варианты зависят от того, какая инфраструктура есть поблизости: где-то есть бассейн, где-то - тренажерный зал. Самый простой подход - частичная оплата абонемента на фитнес - оказался не самым эффективным. Акцент решили сделать на командные формы: люди и занимаются спортом в свободное время, и укрепляют отношения с коллегами. Сотрудники "ЭкоНивы" в Воронеже, например, вместе ходили на занятия по гребле на лодках-драконах и тренировки по волейболу.
- Идеи исходят от сотрудников. Если набирается не меньше 10 человек, мы оплачиваем групповые слоты в спортивных центрах: занятия на растяжку, пилатес, йогу в гамаках, функциональный тренинг. В крупных городах востребованы тренировки в обеденный перерыв. Вечером женщины убегают забирать детей, а днем удобно распределять время: 20 минут на еду и 40 - на разминку, - объяснила Татьяна Ляпина. - В соглашении прописано: если человек не посещает половину из оплаченных занятий, он софинансирует затраты. Это справедливо и не вызывает нареканий.
Кроме того, сотрудники холдинга в рамках соцпакета охотно выбирают программу ДМС: онлайн-консультации с врачами позволяют не тратить лишнего времени на хождение по поликлиникам. Пока эта опция доступна для релоцированных специалистов и сотрудников управляющей компании.
- Корпоративное медицинское обслуживание добавляет 20 процентов к производительности людей, сокращает период их отсутствия на рабочем месте, - подтвердил ценность ДМС для успешной работы бизнеса представитель сервиса "СберЗдоровье" в Центральном Черноземье Александр Понкин. - Здоровый сотрудник более продуктивен и лоялен - это подтверждают все исследования. Онлайн-медицину пока еще могут воспринимать со скепсисом, но, по сути, каждый, наверное, хоть раз, да искал в поисковике информацию о своих симптомах или писал по ватсапу знакомым врачам, чтобы понять, как лечиться, или пропускал повторный прием в поликлинике, потому что "вроде все прошло". Люди хотят получать консультации у опытных узких специалистов, а офлайн, особенно в маленьких городах, с этим сложно.
Справка "РГ"
С января по ноябрь 2024 года на hh.ru было опубликовано свыше 390 тысяч вакансий в АПК, из них около 99 тысяч - в ЦФО (прирост к уровню 2023-го - около 10 процентов). Медианная предлагаемая зарплата по отрасли - 101,7 тысячи, годом ранее она составляла 84900 рублей (прирост - 20 процентов). В Воронежской области зарплаты в сельском хозяйстве, по подсчетам центра "Люди в цифрах", варьируются от 49 до 80,5 тысячи рублей. В 2023-м они колебались в диапазоне от 40,2 до 65,9 тысячи.