Сколько тратят работники на дресс-код

Более 80% офисных работников к необходимости соблюдать дресс-код относятся спокойно и с пониманием. Об этом говорится в опросе, проведенном сервисом "Суперджоб" специально для "Российской газеты".
iStock

44% офисных сотрудников рассказали, что в их компаниях существует дресс-код: 9% поведали о строгих правилах в выборе одежды и аксессуаров, а у 35% работодатель просит придерживаться делового стиля.

8 из 10 сотрудников компаний с дресс-кодом покупают офисную одежду, соответствующую корпоративным нормам, за свой счет, каждому девятому работнику (11%) работодатель полностью компенсирует покупку либо предоставляет одежду и обувь, еще 6% - компенсирует частично или выдает отдельные предметы гардероба. По средним оценкам соблюдающих дресс-код, на покупку одежды и обуви, соответствующей требованиям компании, у них уходит около 28 тыс. руб. в год.

"Красивая офисная одежда создает атмосферу в компании. Если же компания не формирует в правилах внутреннего распорядка требования к одежде, то как одет сотрудник, зависит от понимания, какой должен быть его внешний вид. Однако если сотрудник работает с клиентами, то от его внешнего вида зависит, как его воспринимает клиент. Если офисная одежда сотрудника не формирует негативное впечатление, то клиент готов к сотрудничеству, а следовательно, есть шанс на заключение договора, а в дальнейшем и поощрения руководителя", - говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

Как добавляет доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Екатерина Булгакова, элегантность на работе - личный выбор, зависящий от того, какое вы хотите оставить впечатление о себе и каких целей стремитесь добиться. Так, внешний вид может влиять на восприятие профессионализма и компетентности.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый Труд" Мария Коледа считает, что дресс-код остается актуальным во многих организациях и сферах, особенно в тех, где важно поддерживать определенный имидж или корпоративную культуру.

"По данным опроса, проведенного SuperJob, 44% офисных сотрудников заявили, что в их компаниях существует дресс-код. Из них 9% поведали о строгих правилах в выборе одежды и аксессуаров, у 35% работодатель просит придерживаться делового стиля. Несмотря на то, что подход к дресс-коду меняется и многие руководители компаний считают, что гибкость в одежде может положительно сказаться на комфорте сотрудников и их продуктивности, некоторые правила остаются неизменными. В некоторых отраслях, например, в финансах или в юриспруденции, традиционный дресс-код может быть более уместен, тогда как в креативных или технологических сферах предпочтение отдается более свободному стилю", - поясняет эксперт.

Однако важно учитывать контекст - для встреч с клиентами или важных мероприятий обычно все равно требуется более формальная одежда. В зависимости от пола, требования к ней могут различаться, но общие принципы остаются схожими.

"Однако и здесь есть свои подводные камни. Опрос показал, что лишь половине респондентов однозначно нравится дресс-код, принятый в их компании. То есть, оставшаяся часть работников испытывает в разной степени дискомфорт и неудовлетворенность от обязательных стандартов одежды. Такая ситуация означает, что существующие жесткие требования необходимо пересмотреть", - рассуждает представитель профсоюза.

Она также предлагает рассмотреть возможность предоставления работникам дополнительных выплат или бонусов для покрытия затрат на одежду. Такой подход не только повысит удовлетворенность сотрудников, но и создаст более комфортную рабочую атмосферу.

"Офисный дресс-код - тема, которая всегда вызывает споры, - считает основатель бренда мужской обуви Comfers Дмитрий Максимов. - Для кого-то - это удобство и понятные рамки, для других - ограничение свободы, особенно в выборе одежды и обуви. В исследованиях часто отмечается: люди не хотят выбирать между требованиями корпоративного стиля и своим комфортом. Им важно, чтобы одежда и обувь справлялась с обеими задачами. Это - действительно, тренд - совмещение элегантности, удобства и комфорта. Важно, чтобы работники чувствовали себя уверенно и комфортно в течение дня. Когда человек не зациклен на дискомфорте в одежде, повышается его личная производительность и открываются карьерные перспективы".

"За последние годы понятие дресс-кода сильно трансформировалось, и требования к дресс-коду в компаниях во многом изменились в сторону большего комфорта и возможностей для выражения индивидуальности человека. Мы еще помним, что в самых строгих организациях для мужчин был обязателен синий костюм с белой рубашкой, а женщины даже в 40-градусную жару должны были ходить только в закрытой обуви и обязательно в капроновых бежевых колготках. Так вот даже в таких организациях появились послабления в сторону стиля casual friday, то есть "как в пятницу", когда можно одеться в неформальном стиле и увидеть своих коллег в другом свете. В целом в моде, в том числе и офисной, после пандемии наметился большой тренд на комфорт. Многие бренды выпускают офисную одежду, те же костюмы, в которых строгие юбки и брюки заменили модели из более мягких тканей. Или их сажают не на жесткие пояса, а на комфортные кулиски и резинки. Это актуально, как и для женщин, так и для мужчин. Позволительны также элементы спортивного стиля даже в офисном дресс-коде. Например, часто костюмы выпускаются не с пиджаками, а с бомберами или куртками в чуть спортивном стиле. Все это влияние периода удаленной работы, который пережили офисные сотрудники по всему миру", - добавляет директор по стратегическим коммуникациям и социальной ответственности школы управления "Сколково" Ксения Трифонова.

Но есть также сферы, где дресс-код остается необходимым коммуникационным каналом для трансляции ценностей той или иной индустрии или компании.

"Например, розничные отделения банков, где мы видим сотрудников в белоснежных рубашках и блузках, темных галстуках и строгих черных юбках. Такой дресс-код не только помогает четко отличить сотрудников банковского отделения от посетителей, но и подчеркивает строгость организации, ее ответственность и внимательность к деталям, что позволяет усилить важную для любого банка ценность - надежность - и повысить доверие потребителей услуг. Также есть компании, в которых дресс-код в принципе обусловлен спецификой их деятельности и работы. Например, фэшн-бренды, которые не только продавцов своих розничных магазинов одевают в одежду из последних дропов и коллекций, но и просят офисных сотрудников приходить на работу исключительно в одежде бренда-работодателя. Такой подход тоже работает не только на потребителя, расширяя количество контактов коллекции бренда с аудиторией, но позволяет улучшать качество производимой одежды на основе отзывов офисных сотрудников. Так что дресс-код может стать неплохим дополнительным элементом в системе коммуникационных инструментов компании, который позволяет бренду дополнительно соприкоснуться с аудиторией, в том числе и новой, и транслировать определенные сообщения", - констатировала эксперт.