Анастасия Вертинская в нашем искусстве - белая лебедь в царстве утят, аристократическая порода, какие наперечет. Ей не нужно играть царственную осанку - она так живет. Не нужно приглашать небеса в сценические партнеры - она сама дитя небес, ее глаза прямиком из космоса, с ней на сцене и экране становится больше солнца и света.
Младшая дочь великого шансонье Александра Вертинского, она с младенчества жила в мире поэзии и музыки, это впитано с молоком матери и чрезвычайно чувствуется на экране.
Как любую звезду, широкие массы ее знают по фильмам. Хотя театр подарил ей лучшие роли - от Раневской в "Вишневом саде" и Заречной в "Чайке" до Эльмиры в "Тартюфе", Проспера с Ариэлем в "Буре" и Оливии в "Двенадцатой ночи", где ей выпал редкий шанс показать себя блистательной комедийной актрисой, в совершенстве владеющей отточенной сценической формой.
Она играла в Театре имени Пушкина, в "Современнике", в МХТ, работала с Олегом Ефремовым, которого считает учителем, с Анатолием Эфросом, Галиной Волчек, играла в пьесах Володина, Шатрова, Розова, Рощина, Шукшина... Вела мастер-классы в Оксфорде и "Комеди Франсез", преподавала мастерство в Швейцарии - несла в мир русскую актерскую школу.
А славу ей все-таки принесло кино с его бешеными тогда тиражами. Первая ее роль в кино - Ассоль в "Алых парусах" - вынесла ее лицо на обложки журналов. "Человека-амфибию" в первый же год посмотрели 65 миллионов зрителей, и школьница Настя Вертинская, в свои 15 лет сыгравшая романтичную Гуттиэре, вошла в ряды любимейших актрис страны.
Снималась она много. Среди картин такие, как "Гамлет" Григория Козинцева, который в числе достоинств своей 18-летней Офелии отмечал черты образов с портретов раннего Возрождения - хрупкость и чистоту облика.
Как часто бывает, яркая индивидуальность работает против актера: советское кино предпочитало героинь простых, готовых к труду и обороне, для чего Вертинская с ее внешностью категорически не годилась. Зато если появлялась нужда в чем-то нездешнем или, лучше, неземном, она была незаменима. Снимая "Безымянную звезду", Михаил Козаков на роль таинственной Моны безошибочно определил Вертинскую, и она сыграла залетную "инопланетянку" так органично, как не сумел бы никто.
Абсолютно ее героиня - Маргарита из заколдованного булгаковского романа. Юрий Кара первым отважился экранизировать книгу, и фильм мог бы стать вехой в истории нашего кино. Вертинская вписалась в фантастику романа, словно всегда в нем обитала, передав Маргарите свой внутренний свет и свою готовность к полетам во сне и наяву. Вихревой полет над ночным Арбатом снимался с риском для жизни - она была готова и к этому, и никакие спецэффекты не могут передать вдохновенное безумие, каким горели ее глаза. Но заколдованность романа заразила и фильм: из-за неразрешимых проблем с правообладателем на булгаковское наследие картина легла на полку и вышла на экраны с многолетним опозданием, уступив первенство сериалу Владимира Бортко.
Природа актрисы интернациональна, в ней смешались грузинские и сибирские корни, навыки культур восточных и европейских, и даже ее любовь к ресторанному делу взращена прекрасным соцветием ее предков. Ее мама, тоже замечательная актриса Лидия Вертинская, урожденная Циргвава, дебютировала в кино Птицей Феникс в "Садко", а потом играла герцогинь и колдуний. Так что и ведьминское начало, просверкнувшее в Маргарите, ей досталось по наследству.
Анастасия Вертинская - из тех немногих звезд, которые сумели объединить сияние безбрежного космоса со светом нашей небольшой, если оттуда посмотреть, планеты.