На территории СГ станет проще отстаивать потребительские права

Доля онлайн-торговли растет, набирают популярность маркетплейсы с товарами из других стран.
Доля онлайн-торговли растет, набирают популярность маркетплейсы с товарами из других стран. / Сергей Михеев
Белорусам и россиянам станет проще отстаивать свои потребительские права на союзной территории. Регулировать отношения в этой сфере поможет принятый на заседании Высшего Госсовета в Минске Декрет "О единых правилах в области защиты прав потребителей". За подробностями и комментариями мы обратились к разработчику документа с белорусской стороны - в Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Идем на сближение

Глава МАРТ Алексей Богданов отмечает, что теме защиты прав потребителей в Беларуси и России уделяется большое внимание.

- Законодательство о защите прав потребителей время от времени требует корректировки. Партнерские отношения Беларуси и России крепнут во всех сферах, потому вполне логично, что должны были быть выработаны общие подходы и для защиты интересов граждан наших стран, совершающих покупки у себя и в гостях. На это же нацелена и Союзная программа, закрепленная в Декрете Высшего Госсовета от 4 ноября 2021 года N 6 "Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы", частью которой являются разработка и утверждение Единых правил в области защиты прав потребителей. И в 2021-м мы начали готовить документ.

Единые правила защиты прав потребителей в России и Беларуси могут стать базовыми и для ЕАЭС

Основы регулирования и правоприменительная практика в этой сфере в двух странах не имеют принципиальных отличий, но свободное перемещение товаров и услуг между ними, увеличение числа трансграничных покупок требовали выработки общих подходов и алгоритма совместных действий. Работа велась около трех лет, а результатом стал документ, устанавливающий рамочные правовые основы, которые требуют сближения законодательств Беларуси и России.

- Рассчитываем, что мы сможем обеспечить гражданам наших стран высокий и равный уровень правовой защиты, создать условия для предотвращения деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов, реализации некачественной продукции на территориях государств-участников и развития торговли, - поделился мнением министр.

Собрали и закрепили

В документе закреплены базовые механизмы для выработки общих подходов в регулировании отношений между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, поставщиками, продавцами, владельцами интернет-площадок.

- Мы собрали лучшие подходы российского и белорусского законодательства в сфере защиты прав потребителей, закрепили перспективные положения, которые отсутствуют в правовой системе двух государств, - разъясняет Алексей Богданов. - В числе перспективных положений, которые постепенно будут имплементированы в наше законодательство, - появление термина "цифровой продукт" и механизмы защиты прав потребителей при их приобретении.

Предусмотрены механизмы защиты прав потребителей при передаче условно бесплатной продукции - товара, полученного в виде подарка при приобретении основного товара. Например, наушники при покупке телефона. Если они не будут работать, потребитель вправе предъявить такие же требования, как и в отношении обычного товара.

В Единые правила заложены и нормы, обязывающие интернет-площадки содействовать потребителям в защите их прав, а также усиливающие ответственность онлайн-площадок перед потребителями. - Доля онлайн-торговли растет, набирают популярность маркетплейсы, где продаются товары из других стран. Их качеством не всегда остаются удовлетворены покупатели. И порой, решение возникших вопросов, поиск продавца и общение с ним, возврат или замена товара становятся похожи на квест. Этот процесс не должен быть хаотичным - его необходимо упорядочить, а бизнес должен получить сигнал, что работать нужно ответственно и четко, - обращает внимание глава МАРТ.

Необходимая корректировка

Правила не вступят в силу буквально завтра - документ служит ориентиром для корректировки действующих законодательных актов. Для практической реализации Единых правил МАРТ и Роспотребнадзор будут анализировать обоюдную правоприменительную практику для выявления положений, требующих шлифовки.

Работа по корректировке белорусского Закона "О защите прав потребителей" начнется уже в следующем году. А контролировать совместную работу МАРТ и Роспотребнадзора будет Консультативный совет Союзного государства по защите прав потребителей, создание которого стоит в планах. Ожидается, что в его состав войдут представители уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей и общественных объединений потребителей сторон.

- Учитывая, что Единые правила являются комплексным документом, содержащим универсальные механизмы для защиты прав потребителей практически во всех сферах, полагаем, что в перспективе этот документ может служить базой для формирования регуляторных основ в праве ЕАЭС, - подчеркнул Алексей Богданов.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться