Какие выставки откроются в Пушкинском музее в 2025 году и почему подлинник "Иоанна Крестителя" остался в России

Какие блокбастеры готовит ГМИИ им. А.С. Пушкина в новом году
Пресс-конференция по итогам 2024 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, казалось, не обещала сенсаций. Журналисты встрепенулись, когда директор Пушкинского Елизавета Лихачева сообщила, что к концу следующего 2025 года Минстрой, которые курирует строительство музейного городка, и председатель Попечительского совета музея Марат Хуснуллин обещали закончить строительство депозитария и экспозиционного корпуса. Осенью 2026 года его собираются открыть для посетителей. Остальные здания ГМИИ им. А.С. Пушкина должны быть построены к 2030 году.

В итоге музей должен получить новых 100 000 кв.м. площадей, из них выставочных - 30 000 кв.м. Для сравнения: сейчас выставочные площади музея - 10 000 кв.м.

Это была хорошая новость. Другая новость звучала тоже оптимистично - в основном здании начнется ремонт, как только будут введены в строй новые пространства музея. Это, естественно, означает, что музей, каким мы его любим и знаем, даже после ремонта и реставрации его основного здания, изменится. Возможно, это здание будет прекраснее, просторнее, удобнее, но в нем не будет ни залов итальянской, фламандской, немецкой, французской, немецкой, нидерландской живописи XVI-XVII веков… Музей будет другим.

После этой фразы директора музея стало понятно, что надо успеть "надышаться". Похоже, мы будем последним поколением, которое запомнит музей таким, каким он был почти пятьдесят, а то и семьдесят лет. Да, он менялся, рос, прирастал Музеем личных коллекций, а потом и Галереей искусства Западной Европы и Америки XIX-начала ХХ века, Мусейоном и легендарным Клубом юных искусствоведов. Но основное здание оставалось и фундаментом, и точкой роста.

Абдул Кадер аль-Раис. Из серии "Ожидание". 1968. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. Пушкина

В общем, надо успеть. Не откладывать на будущее визит в музей. Тем более что в этом году произведена поэтапная реэкспозиция залов живописи. После реставрации в основную экспозицию вернулись картины Пуссена, Фрагонара, работы художников мастерской Перуджино… Более 700 произведений прошли сложную и среднюю реставрацию. Среди них и полотно Луки Джордано.

Выставки в 2025 году обещают любопытные. Один проект "Пантикапей. Из прошлого в будущее", посвященный 80-летию Боспорской археологической экспедиции, чего стоит. История древнегреческого полиса Пантикапея, археологические находки и реконструкции пространства и сооружений античной эпохи станут летом центральный проектом в главном здании.

А весной, в марте, откроется выставка, над которой музей работал с 2015 года. Приуроченная к 80-летию победы во Второй мировой войне, она объединит историю шедевров европейского искусства, пострадавших уже в конце войны, во время пожара в бункере Фридрихсхайн в мае 1945 года, и проект современного автора Владимира Молочкова, посвященный уничтоженным во время войны новгородским памятникам домонгольской эпохи. Говоря об этой выставке и о шедеврах из бункера Фридрихсхайн, Елизавета Лихачева упомянула и о скульптуре Святого Иоанна Крестителя: "У нас подлинник скульптуры Донателло. Единственный в России".

Я оглянулась. Все, похоже, были в курсе насчет единственного подлинника Донателло. В углу Итальянского дворика стоял маленький изящный "Давид" работы Донателло, но он точно был копией. И уж тем более он не был похож на Иоанна Крестителя.

После пресс-конференции мы подошли к Илье Дороченкову, заместителю директора, с робким вопросом, где же подлинник Донателло. "В зале скульптуры итальянского возрождения", - сказал Илья Аскольдович. И любезно согласился показать его. "Но все подробности про него знает Василий Расторгуев, он занимается у нас скульптурой до XIX века", - предупредил он.

"Святой Иоанн Креститель" действительно находится в зале итальянской скульптуры. Более того, их два. Один - копия скульптуры Донателло, купленной Иваном Цветаевым в гипсовой мануфактуре Берлина для Музея изящных искусств до 1912 года. Другой - подлинник, который буквально был собран из фрагментов реставраторами в 2018 году.

Об истории единственной в России подлинной скульптуры Донателло рассказал Василий Расторгуев, ведущий научный сотрудник отдела старых мастеров. Собственно, Василий был тем человеком, который догадался, что отдельно лежащие, аккуратно завернутые обломки бронзовых ступней и руки, который хранились на полочке в отделе прикладного искусства Пушкинского являются продолжением фрагмента торса с головой, который хранится в отделе скульптуры Пушкинского же. Он много раз изучал фотографии этой скульптуры, любовался ею. И, кроме того, в музее была ее гипсовая копия, привезенная Цветаевым в Москву.

Иван Владимирович советовался по поводу произведений, слепки которых необходимы для Музея изящных искусств, с превосходным специалистом по европейскому искусству Вильгельмом фон Боде. Иван Владимирович ездил в Берлин смотреть Музей кайзера Фридриха, открытый в 1904 году. Директором этого музея был фон Боде. Он и подал профессору Цветаеву идею взять список лучших вещей Музея кайзера Вильгельма и заказать их гипсовые копии на мануфактуре в Шарлоттенбурге.

Среди этих лучших вещей была и скульптура "Святого Иоанна Крестителя". Ее Вильгельм фон Боде купил в 1878 году для будущего музея в Берлине у наследников древнего рода Строцци во Флоренции. Он атрибутировал ее как работу Донателло, итальянского скульптора XV века.

Судьба этих двух скульптур настолько связана друг с другом, что музей их показывает вместе. У обоих произведений шанс выжить в ХХ веке был почти нулевой.

Оноре Домье. Камиль Демулен в саду Пале-Рояля. Около 1815. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. Пушкина

Удлиненная изящная бронзовая фигурка Иоанна Крестителя с чашей в руке, и в плаще, перекинутом через плечо, находилась в том самом печально известном бункере Фридрихсхайн, который сгорел в мае 1945 года. Бункер считался надежным местом, прекрасно укрепленным. Его защищала зенитная батарея. Поэтому еще в начале Второй мировой войны в него перевезли многие шедевры из Государственных музеев Берлина. В том числе из Музея итальянского возрождения, который сегодня известен как Музей Боде. Город был взят 2 мая, а 6 мая бункер сгорел.

"Готовясь к будущей выставке, мы пытались найти дополнительную информацию и провели большую архивную работу. Но информации нет ни в архивах армии, ни в архивах ФСБ, ни в архивах Временной оккупационной администрации Берлина. Как и почему сгорел этот бункер, с документальной точностью объяснить невозможно", - говорит Василий Расторгуев.

Бункер сгорел. А с ним и сокровища живописи. То, что осталось внутри после пожала, выгребали из руин и золы, собирали, паковали и отправляли в ящиках в СССР. В 1946 году эти ящики с трофейными произведениями искусства, в том числе с обломками из сгоревшего бункера, приехали в Москву и Ленинград - в Эрмитаж и ГМИИ им. А.С.Пушкина.

В 1958 году было принято решение вернуть перемещенные произведения искусства в музеи Восточной Германии. Из двух с половиной миллионов единиц хранения, вывезенных в Советский Союз, вернулись в музеи ГДР почти полтора миллиона. Среди них - Дрезденская картинная галерея (включая такие шедевры, как "Сикстинская мадонна" Рафаэля и "Шоколадница" Лиотара), собрание средневековой скульптуры Музея имени Боде, наконец, античные коллекции, включая знаменитый алтарь из города Пергам.

"Наш Донателло не отправился обратно в Берлин из-за своего бедственного состояния, - рассказывает Василий Расторгуев. - У скульптуры не было рук, ног, экспонировать ее было невозможно. И она остается на балансе Особого фонда художественных произведений. Фонд находился в закрытом архиве в Загорске и оставался там вплоть до распада СССР и возвращения Троице-Сергиевой Лавры православной церкви. Лишь к концу XX века Пушкинский музей получил обратно вещи из трофейного фонда. Появилась возможность изучать вещи, реставрировать. В том числе и скульптуру "Святого Иоанна Крестителя".

В 2015 году Василий Расторгуев нашел руку и ноги этой бронзовой статуи. Пазл сложился. Не хватало, правда, части плаща и левой руки с предметом. Эти фрагменты были сделаны из термопластика реставратором Михаилом Тулубенским. А за основу, по которой воспроизводили недостающие детали на оригинале, взяли тот самый слепок скульптуры, который Цветаев купил по совету фон Боде.