В прошлом году "Российская газета", реагируя на жалобы читателей, поинтересовалась в комитете имущественных отношений (КИО), могут ли районные администрации, директора школ и других соцучреждений обратиться в КИО с просьбой о предоставлении городских земельных участков для обустройства на них парковок для сотрудников и посетителей. Ведь законом установлен заявительный порядок оформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
"Государственные учреждения вправе самостоятельно обратиться в комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка под уставные цели, - подтвердили тогда в КИО. - При этом, согласно действующему законодательству, государственное учреждение вправе использовать земельный участок, переданный ему на праве постоянного (бессрочного) пользования либо безвозмездного пользования, для организации парковочных мест для сотрудников и посетителей, если уставом учреждения предусмотрена возможность осуществления указанной деятельности".
Отвечая на вопрос о том, есть ли у КИО собственные планы по выделению участков под парковочные пространства вблизи социальных учреждений, в комитете признали, что "специальные программы по предоставлению земельных участков под парковочные пространства вблизи социальных учреждений в настоящее время отсутствуют".
И без этого понятно, что коренным образом изменить положение дел с проездами и парковками в сложившихся микрорайонах вряд ли возможно - во всяком случае, пока до них не дойдет пресловутая реновация. Но, может быть, есть другие способы улучшить транспортную ситуацию? Например, изменить схемы движения рядом со школами или ввести определенные ограничения? Некоторые жители предлагают вообще запретить въезд во дворы для "чужих" машин, как это сделано во многих дворах исторического центра.
Автомобильный эксперт, член Общественной палаты РФ Александр Холодов категорически против подобных инициатив. Он ставит их в один ряд с незаконной установкой механических ограничителей парковки, шлагбаумов на сквозных проездах, попытками выгородить "для себя" общие парковочные места и прочими проявлениями бытового эгоизма. Организацию одностороннего движения собеседник "РГ" также считает бесперспективной, учитывая пиковый объем трафика у школ перед началом уроков и особенности планировки обжитых кварталов.
По его мнению, не решит проблему и выделение новых участков под парковки у школ, даже в тех немногих случаях, когда такие участки физически есть. Это немедленно приведет к тому, что туда по вечерам будут ставить свои машины местные жители. "И к 9 часам утра там уже не будет места, потому что не все к этому времени уедут на работу", - объясняет собеседник "РГ". Кроме того, на больших парковках, где постоянно подъезжающие машины будут высаживать детей, возникнет серьезная угроза для их безопасности.
По мнению эксперта, для школ, рядом с которыми уже существует сквозной или круговой проезд, мог бы пригодиться опыт аэропортов и вокзалов, где заезд, высадка/посадка пассажиров и выезд строго ограничены временным интервалом. Правда, там это зиждется на взимании платы за въезд и штрафа за просрочку. "Но это тоже труднореализуемо, потому что все хотят поставить машину и ребенка за руку довести до входа в школу, проводить. Никто не готов просто высадить и сказать: "Туда иди", - признает Холодов.
По его убеждению, решение проблемы лежит не в сфере транспорта, а в сфере образования, поскольку первопричиной является посещение многими детьми школ, не находящихся рядом с их домом, помноженное на всеобщую автомобилизацию. "Почему у нас из других районов привозят детей, почему они не ходят в школы пешей доступности? Почему родители ищут школы в других районах? Надо разобраться вот с этим в первую очередь", - говорит член Общественной палаты РФ.
Только наличие достаточного количества школ с одновременным выравниванием их профессионального уровня устранит необходимость возить ребенка в другой район, создавая проблемы жителям соседних со школами домов и самим родителям.