В Таганроге начался выпуск тяжелого беспилотного аппарата

В Таганроге началось производство тяжелых беспилотных аппаратов с дальностью полета свыше тысячи километров и грузоподъемностью 200 - 300 килограммов, рассказал на экспортном совете при губернаторе Ростовской области генеральный директор компании-производителя "Первое ОКБ" Алексей Фитингоф.

По его словам, беспилотник из Таганрога по тактико-техническим характеристикам схож с некоторыми БПЛА, уже производимыми в мире, в частности, в Турции. При этом российский дрон в 16 раз дешевле самой простой версии иностранного беспилотного летательного аппарата.

Алексей Фитингоф подчеркнул, что сравнивать дрон из Таганрога с турецким беспилотником не совсем корректно, так как последний является ударно-разведывательным, а отечественный будет транспортным. Впрочем, опыт СВО показал, что после небольшой доработки любые коммерческие беспилотники превращаются в эффектные боевые машины.

Характеристики нового дрона не приводятся, но у турецкого Bayraktar, например, размах крыла составляет 14 метров, длина - 8,35 метра, максимальная взлетная масса - 1450 килограммов, грузоподъемность - 280 килограммов. Дальность полета дрона, оснащенного 172-сильным двигателем, составляет около 1800 километров, а продолжительность автономной работы - более 24 часов.

В России еще до СВО был создан беспилотный комплекс воздушной разведки с большой продолжительностью полета "Орион". Сделан он был в Кронштадте. Этот дрон может не только вести воздушную разведку, но и корректировать артиллерийский огонь, передавать целеуказания для нанесения ракетного удара. Однако боевые действия показали, что такие большие дроны становятся легкой целью для ЗРК при наличии эшелонированной системы ПВО. Например, российская система ПВО в первые месяцы специальной операции сбила практически все ударные украинские дроны турецкого производства, которые ранее себя неплохо показали в конфликте в Нагорном Карабахе.

Беспилотники такого типа могут работать и как радиоретрансляторы сигнала и постановщики помех, а также патрулировать прифронтовую зону, предупреждая вылазки диверсионных групп противника.

Исходя из этого, перспектив у тяжелого транспортного беспилотника из Таганрога много. Тем более что предприятие уже несколько лет успешно производит авиационную технику - легкие пилотируемые поршневые самолеты СП-30 в пяти модификациях. Минимальная скорость полета - 58 километров в час, максимальная - 150 километров в час, крейсерская скорость - 150 километров в час. Самолет может взлетать с полевых дорог длиной 70 метров. Максимальный взлетный вес - 500 килограммов, длина самолета - 6,28 метра, размах крыла - 9,4 метра, экипаж - два человека. В Таганроге уже выпущено свыше 250 таких самолетов. Мощность предприятия позволяет выпускать 24 летательных аппарата в год. При необходимости производство можно нарастить в несколько раз.

Напомним, в Ростовской области в ноябре прошлого года утверждена программа развития беспилотных авиационных систем на 2024 - 2030 годы. Ее цель - развитие на Дону беспилотных авиационных систем и комплектующих, стимулирование спроса на их применение, укрепление кадрового и научного потенциала отрасли. Куратор региональной программы - заместитель губернатора Игорь Сорокин, а ответственный исполнитель - министр промышленности и энергетики Андрей Савельев.

- Это современное, перспективное направление. В конце прошлого года в Ростовской области подписана региональная программа развития беспилотных авиационных систем (БАС), - заявил заместитель губернатора области Игорь Сорокин.

Для реализации поставленной задачи в октябре заработал научно-производственный центр по разработке, испытанию, производству и обучению применению БАС, а недавно временно исполняющий обязанности губернатора Юрий Слюсарь подписал распоряжение о порядке субсидирования центра БАС.

Вкладывать в производство беспилотных систем на Дону также намерены и частные инвесторы. В 2025 году в Ростове планируется наладить выпуск российско-белорусских беспилотных вертолетов.

Как рассказал генеральный директор ростовского завода "Горизонт" Дмитрий Григорьев, по проекту уже есть договоренности с минским КБ "Беспилотные вертолеты", одним из ведущих мировых производителей такой техники. Запуск производства беспилотных вертолетов в Ростове-на-Дону предварительно запланирован на второй квартал 2025 года, инвестиции по первому этапу проекта оцениваются в 500 миллионов рублей.

- На нынешнем этапе совместной работы с заводом "Горизонт" по этому проекту мы стремимся вовлечь в него различные профильные компании, собираем новый круг партнеров, чтобы запустить производство импортонезависимого российского беспилотного вертолета, - сообщил генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. - В том числе организовали коммуникацию "Горизонта" с группой компаний "Бештау", российским производителем микроэлектроники и компьютерной техники, и научно-производственной компанией "Элмика", выпускающей высокотехнологичные полимеры, успешно применяемые автоконцернами и производителями беспилотников. В рамках проекта на производственной базе "Горизонта" также планируется создание межрегионального центра по обслуживанию и ремонту беспилотных летательных аппаратов и подготовке специалистов по управлению такой техникой.

Предполагается, что в Ростове-на-Дону будут собирать беспилотный разведывательно-ударный комплекс HUNTER, который был представлен на выставке HeliRussia-2024 в Подмосковье. Комплекс включает в себя два беспилотных вертолета, станции управления и обеспечения, а также две транспортные платформы. Каждый из вертолетов может принять на борт полезную нагрузку массой до 200 килограммов. Продолжительность полета может составлять до шести часов, дальность - до 150 километров. Вертолеты вооружены турелью с пулеметом калибра 7,62 миллиметра, двумя пусковыми установками, каждая из которых рассчитана на восемь неуправляемых авиационных ракет, и 16 противотанковыми бомбами.

Белорусский HUNTER может быть использован не только для борьбы с дронами и бронетехникой, но и для охраны государственной границы, ситуационного мониторинга, разведки и корректировки огня.

Другим направлением развития беспилотных систем на Дону является подготовка операторов дронов. В нынешнем году в управление лесного хозяйства министерства природных ресурсов поступит четыре беспилотных комплекса "Геоскан 801" - квадрокоптеры, предназначенные для видеомониторинга в режиме реального времени.

Данная модель дрона оснащена двумя видеокамерами с разрешением 12 мегапикселей, которые обеспечивают 12-кратный гибридный зум, а также тепловизором с разрешением 640 на 512 пикселей. Эти характеристики гарантируют высокое качество изображения и позволяют проводить мониторинг в инфракрасном спектре, что значительно расширяет возможности использования данного коптера. Максимальная высота полета - 4000 метров, продолжительность - 40 минут, скорость - 54 километра в час. Стоимость БПЛА - около 1,7 миллиона рублей.

Егеря и лесничие уже прошли обучение по управлению этими комплексами.

- Полученные навыки позволят специалистам эффективно использовать беспилотные воздушные суда в рамках федерального государственного лесного контроля, а также при тушении лесных пожаров, - отметил министр природных ресурсов и экологии Дона Михаил Фишкин.