Опрошенные "РГ" эксперты отмечают, что полностью заменить транзит российского газа через Украину в Европу, даже в его сегодняшнем состоянии, проект не сможет. Но ему вполне по силам компенсировать часть потерянных объемов в случае прекращения прокачки российского газа по этому маршруту. К тому же проект окажется весьма выгоден для Польши и Украины, хотя для других стран Европы газ с него будет дороже российского.
Фактически речь идет о создании газового хаба, где получателем сырья станет Польша, а накапливать, хранить и отправлять его покупателям станет Украина. Договор о транзите российского газа через Украину истекает в конце этого года. Если никаких допсоглашений с Европой о продолжении импорта нашего "голубого топлива" по этому маршруту не будет достигнуто, то украинская газотранспортная система (ГТС) может быть использована для поставок регазифицированного (переведенного из жидкого в газообразное состояние) СПГ из Польши.
Как поясняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, на западе Украины расположен крупнейший в Европе кластер ПХГ. Их емкость превышает все возможности по хранению газа в Германии. С советских времен они обеспечивали надежность и эффективность поставок газа на экспорт, а затем и транзита российского газа через Украину. Поляки, разумеется, имеют виды на эту инфраструктуру. Сейчас они активно пользуются ею для поставок газа на Юго-Восток Польши. Учитывая, что стоимость хранения в украинских ПХГ бросовая в несколько раз меньше, чем в ЕС, это выгодно, хотя и рискованно. В то же время функционирование ПХГ у западной границы Украины в таком коммерчески выгодном для соседей режиме обеспечивается за счет транзита. При его прекращении систему придется перестраивать. Поляки хотят взять их под контроль. Поставлять туда СПГ со строящегося терминала в Гданьске (6,1 млрд кубометров газа в год), а зимой перепродавать с хорошей премией оставшимся без транзита словакам и австрийцам. Объемы, конечно, не сопоставимые даже с нынешними объемами транзита, но для причастных может быть приличным бизнесом, не говоря уже о политическом влиянии на соседей, считает эксперт.
По словам доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, это давний план Польши - сформировать в Восточной Европе пункт по хранению и распределению СПГ, в первую очередь американского. С 2015 года на балтийском побережье Польши, в Свиноустье, действует терминал по приему СПГ мощностью 5 млрд кубометров в год. Имеются планы по его расширению до 7,5 млрд кубометров. Существует техническая возможность поставок оттуда через территорию Польши на Украину до 2 млрд кубометров газа в год. Но за счет расширения польской ГТС планируется довести данный показатель до 6,6 млрд кубометров в год. Кроме того, вынашиваются планы организации поставок на Украину газа с СПГ-терминала в литовской Клайпеде, опять-таки транзитом через Польшу. Мощность данного терминала - 3,75 кубометров в год, и имеются перспективы расширения как минимум до 5 млрд кубометров.
Терминал в Гданьске планируется запустить в 2028 году, поэтому до этого момента максимальная мощность поставок из Польши на Украину может составить около 10 млрд кубометров газа. Проблема в том, что самой Польше газ тоже нужен. Она потребляет около 20 млрд кубометров газа в год. С учетом собственной добычи и трубопровода из Северного моря "Baltic Pipe", сегодняшние возможности Польши поставок газа на Украину ограничиваются 2-4 млрд кубометров. В 2028 году они могут возрасти до 10 млрд кубометров, что все равно меньше объемов российского газа, поставляемого сейчас через Украину. Сейчас мощность наших поставок по этому маршруту составляет около 15 млрд кубометров газа в год.
Естественно, такие поставки окажутся для Европы дороже, чем российский газ - сначала производство СПГ, морская доставка его до Польши, потом регазификация, прокачка до украинских ПХГ, хранение там и опять прокачка до конечного покупателя. Как отмечает Андрианов, регазифицированный СПГ, прокачанный на тысячи километров, уж точно не будет дешевле российского трубопроводного газа. Именно поэтому он будет выбрасываться на рынок в периоды повышения цен.