Эксперты ВЭО России предложили решения для развития экономического образования

Правительство России начало разработку новой Стратегии развития образования до 2036 года. В этой работе принимают участие более 650 экспертов из сферы образования, представителей общественных организаций, делового сообщества, институтов развития и органов власти. На "Абалкинских чтениях" эксперты Вольного экономического общества России представили предложения и рекомендации, направленные на развитие экономического образования в стране. Модератором научного форума выступил вице-президент ВЭО России, академик РАН Борис Порфирьев.

Ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев указал на необходимость внесения изменений во ФГОС высшего образования по направлению "Экономика".

"Сегодня ФГОСы по экономике - это формальная рамка без указания на профильное содержание образования. В результате специалисты, которые получают дипломы об одних и тех же профессиональных квалификациях, значительно отличаются по глубине компетенций и набору осваиваемых дисциплин. ФГОСы должны быть единым стандартом как для вузов, которые обязаны их придерживаться, так и для высших учебных заведений, которые, как Финансовый университет, имеют право разрабатывать свои образовательные стандарты. Нужно объединить усилия академического и вузовского сообщества, таких авторитетных общественных организаций, как ВЭО России, для выработки четвертого поколения ФГОСов. В первую очередь следует максимально четко, понятно и системно сформулировать ядро экономического образования", - полагает Станислав Прокофьев.

По мнению ректора Финансового университета, вузам также следует вводить отраслевую специализацию: экономике нужны нишевые специалисты.

"Финансовый университет сейчас конструирует отраслевую программу через механизм создания базовых кафедр. Нашими партнерами являются банки, корпорации и органы власти. Мы собираемся запустить образовательную программу по магистратуре "Экономика и финансы строительной сферы" в коллаборации с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом под руководством новой базовой кафедры Минстроя России", - рассказал Станислав Прокофьев.

Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член Правления ВЭО России Екатерина Харченко полагает, что одной из приоритетных задач разработки новой модели экономического образования должна стать гармонизация системы высшего образования и национальной системы квалификаций, что потребует переработки содержания профессиональных стандартов и квалификационных требований.

"Необходимо правильно определить место бакалавриата в новой парадигме базового высшего образования. Размещение бакалавров на шестом уровне квалификации наравне с выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) дало неверный сигнал работодателям, фактически приравняв высшее образование к более низкому уровню СПО. То есть, бухгалтеры, финансисты и страховщики, которых мы готовим мы в вузах, могут получить за два года образование СПО, и рынок труда воспринимает их как равных", - пояснила Екатерина Харченко.

По мнению президента ВЭО России, члена-корреспондента РАН Сергея Бодрунова, основными направлениями реформирования отечественного экономического образования должны стать внедрение практико-ориентированного подхода и обновление содержания образовательных программ.

"Россия оказалась в качественно новой международной ситуации, в стране началась глубокая перестройка экономики. Мы наконец-то уходим от рыночного фундаментализма, господствовавшего на протяжении десятилетий, от мифов постиндустриализма, происходит поворот к человеку, к повышению уровня социализации общества и построению социально-ориентированного государства, к приоритетам традиционных ценностей. Между тем базой экономической теории, экономического образования остается неоклассическая теория, микро- и макроэкономика с добавлением в ряде случаев нового институционализма. Но экономика XXI века - это далеко не только рынок. Все более ясно, что экономистам надо думать не только о прибыли и стоимостных показателях, но - об интересах страны и человека", - уверен ученый.

Подготовка учебников для будущих экономистов - серьезная задача, полагает вице-президент ВЭО России, академик РАН Сергей Глазьев.

"Современная экономика - качественно более сложная, чем то, что студенты видят в учебниках. Теории научно-технического прогресса, инновационных процессов - то, вокруг чего строится сегодня реальное экономическое развитие, - остаются за бортом экономического образования. Нам также нужно уходить от привязки преподавания к тем или иным видам экономического равновесия, объяснить студентам, что равновесие - это хорошо, но оно бывает только в теории, в редких случаях - на практике. Жизнь намного сложнее", - отметил ученый.

Ректор Государственного университета управления Владимир Строев указал на важность проектной деятельности, которая позволяет студентам получить практические навыки по специальности.

"В этом году ГУУ был утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ в качестве федеральной инновационной площадки по проектному обучению. Мы привлекаем к образовательному процессу работодателей. Они выделяют кураторов, которые ведут группы студентов до выпуска. Проектное обучение - перспективная история. Если этот опыт будет распространен и внедрен в образовательные стандарты, это позволит сделать процесс обучения и трудоустройства эффективнее", - отметил ректор ГУУ.

Ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, член Правления ВЭО России Павел Моисеев назвал среди стратегических задач развития экономического образования вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.

"Необходимо подумать про подходы к предпринимательскому образованию. Университеты должны помогать молодым людям развивать предпринимательские компетенции, стать их наставниками и популяризаторами предпринимательства", - полагает Павел Моисеев.

Все предложения, прозвучавшие на "Абалкинских чтениях", нашли отражение в резолюции форума, которая будет представлена рабочей группе по разработке Стратегии развития образования до 2036 года.