Ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев указал на необходимость внесения изменений во ФГОС высшего образования по направлению "Экономика".
"Сегодня ФГОСы по экономике - это формальная рамка без указания на профильное содержание образования. В результате специалисты, которые получают дипломы об одних и тех же профессиональных квалификациях, значительно отличаются по глубине компетенций и набору осваиваемых дисциплин. ФГОСы должны быть единым стандартом как для вузов, которые обязаны их придерживаться, так и для высших учебных заведений, которые, как Финансовый университет, имеют право разрабатывать свои образовательные стандарты. Нужно объединить усилия академического и вузовского сообщества, таких авторитетных общественных организаций, как ВЭО России, для выработки четвертого поколения ФГОСов. В первую очередь следует максимально четко, понятно и системно сформулировать ядро экономического образования", - полагает Станислав Прокофьев.
По мнению ректора Финансового университета, вузам также следует вводить отраслевую специализацию: экономике нужны нишевые специалисты.
"Финансовый университет сейчас конструирует отраслевую программу через механизм создания базовых кафедр. Нашими партнерами являются банки, корпорации и органы власти. Мы собираемся запустить образовательную программу по магистратуре "Экономика и финансы строительной сферы" в коллаборации с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом под руководством новой базовой кафедры Минстроя России", - рассказал Станислав Прокофьев.
Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член Правления ВЭО России Екатерина Харченко полагает, что одной из приоритетных задач разработки новой модели экономического образования должна стать гармонизация системы высшего образования и национальной системы квалификаций, что потребует переработки содержания профессиональных стандартов и квалификационных требований.
"Необходимо правильно определить место бакалавриата в новой парадигме базового высшего образования. Размещение бакалавров на шестом уровне квалификации наравне с выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) дало неверный сигнал работодателям, фактически приравняв высшее образование к более низкому уровню СПО. То есть, бухгалтеры, финансисты и страховщики, которых мы готовим мы в вузах, могут получить за два года образование СПО, и рынок труда воспринимает их как равных", - пояснила Екатерина Харченко.
По мнению президента ВЭО России, члена-корреспондента РАН Сергея Бодрунова, основными направлениями реформирования отечественного экономического образования должны стать внедрение практико-ориентированного подхода и обновление содержания образовательных программ.
"Россия оказалась в качественно новой международной ситуации, в стране началась глубокая перестройка экономики. Мы наконец-то уходим от рыночного фундаментализма, господствовавшего на протяжении десятилетий, от мифов постиндустриализма, происходит поворот к человеку, к повышению уровня социализации общества и построению социально-ориентированного государства, к приоритетам традиционных ценностей. Между тем базой экономической теории, экономического образования остается неоклассическая теория, микро- и макроэкономика с добавлением в ряде случаев нового институционализма. Но экономика XXI века - это далеко не только рынок. Все более ясно, что экономистам надо думать не только о прибыли и стоимостных показателях, но - об интересах страны и человека", - уверен ученый.
Подготовка учебников для будущих экономистов - серьезная задача, полагает вице-президент ВЭО России, академик РАН Сергей Глазьев.
"Современная экономика - качественно более сложная, чем то, что студенты видят в учебниках. Теории научно-технического прогресса, инновационных процессов - то, вокруг чего строится сегодня реальное экономическое развитие, - остаются за бортом экономического образования. Нам также нужно уходить от привязки преподавания к тем или иным видам экономического равновесия, объяснить студентам, что равновесие - это хорошо, но оно бывает только в теории, в редких случаях - на практике. Жизнь намного сложнее", - отметил ученый.
Ректор Государственного университета управления Владимир Строев указал на важность проектной деятельности, которая позволяет студентам получить практические навыки по специальности.
"В этом году ГУУ был утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ в качестве федеральной инновационной площадки по проектному обучению. Мы привлекаем к образовательному процессу работодателей. Они выделяют кураторов, которые ведут группы студентов до выпуска. Проектное обучение - перспективная история. Если этот опыт будет распространен и внедрен в образовательные стандарты, это позволит сделать процесс обучения и трудоустройства эффективнее", - отметил ректор ГУУ.
Ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, член Правления ВЭО России Павел Моисеев назвал среди стратегических задач развития экономического образования вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.
"Необходимо подумать про подходы к предпринимательскому образованию. Университеты должны помогать молодым людям развивать предпринимательские компетенции, стать их наставниками и популяризаторами предпринимательства", - полагает Павел Моисеев.
Все предложения, прозвучавшие на "Абалкинских чтениях", нашли отражение в резолюции форума, которая будет представлена рабочей группе по разработке Стратегии развития образования до 2036 года.