Государственный подход

Развитие Арктики и Северного морского пути предложили сделать нацпроектом
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис предложил разработать и запустить отдельный национальный проект "Северный морской путь и Арктика". С этой инициативой он выступил по видеоконференцсвязи на форуме "Кристалл роста: к русскому экономическому чуду", который состоялся 17 декабря в Общественной палате Российской Федерации в Москве.
оргкомитет форума "Кристалл роста: к русскому экономическому чуду"

Напомним, ранее вопросы о необходимости наделить Арктику приоритетным статусом в действующих нацпроектах и разработке нового национального проекта поднимались на заседании Рабочей группы по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации при Комиссии Госсовета РФ в феврале 2024 года. По итогам обсуждения с экспертным сообществом была сформирована актуальная проблематика и предложения для формирования нового национального проекта. На первом заседании Комиссии Госсовета РФ по направлению "Северный морской путь и Арктика" в ноябре данная инициатива получила поддержку членов Комиссии.

Изменения климата и технологический прогресс создают множество новых возможностей для освоения значительных запасов ресурсов и использования транспортного потенциала Арктики. В этих условиях Арктическая зона России становится территорией, имеющей ключевое значение для реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности. Здесь проходит самая протяженная часть государственной границы России - около 20 тысяч километров, которую необходимо охранять и защищать от любых провокационных действий в отношении России со стороны ее арктических соседей.

Необходимость формирования "арктического" нацпроекта вызвана тем, что сегодня программами развития Арктики заведуют различные министерства и ведомства, что не позволяет решать арктическую проблематику комплексно, применяя единый подход.

- Президент четко заявил, что следующие десятилетия Россия будет прирастать Арктикой и северными территориями. За последние несколько лет, с учетом решений главы государства и действий правительства, нам удалось продвинуться вперед. Но сегодня наши бывшие партнеры переписали стратегии развития Арктики, действуя в направлении сдерживания развития нашей страны. В этих условиях нам требуется доработать и скоординировать инструменты развития Северного морского пути и арктических регионов, чтобы капитализировать Арктику и придать дополнительный импульс ее развитию, - подчеркнул Андрей Чибис.

Фото: пресс-служба Морской коллегии РФ

Но для того, чтобы совершить следующий шаг в этом направлении, целесообразно подготовить единый долгосрочный национальный проект "Северный морской путь и Арктика". Такова позиция экспертов, регионов, комиссии Госсовета. Принимая во внимание итоги обсуждений с ее участниками, такой проект долгосрочного плана дал бы дополнительный набор инструментов для достижения тех целей ускоренного роста и развития Арктической зоны РФ и Северного морского пути.

Глава Кольского Заполярья также подчеркнул, что Северный морской путь - проект, который можно сделать привлекательным в том числе для частных инвестиций и партнеров из дружественных стран. Запуск нового нацпроекта позволит обеспечить консолидацию управленческих и финансовых инструментов для опережающего развития Арктической зоны РФ и Северного морского пути.

В соответствии с национальными интересами России в Арктике в национальный проект предлагается включить направления, связанные с развитием минерально-сырьевых центров, в частности, обеспечивающих грузовую базу СМП. Речь идет о геологоразведке, обеспечивающей инфраструктуре, включая трубопроводный газ, для разработки и функционирования арктических минерально-сырьевых центров, создании и развитии производств по переработке сырья и логистических цепочек для вывоза продукции в рамках единой транспортной системы.

Ключевое направление - развитие Северного морского пути. Оно подразумевает строительство коммерческого, вспомогательного и ледокольного флота, портовой инфраструктуры, расширение транспортных подходов к портам, формирование арктической спутниковой группировки для повышения безопасности и скорости судоходства.

Фото: оргкомитет форума "Кристалл роста: к русскому экономическому чуду"

Также в число важных направлений в новом нацпроекте предлагается включить реализацию приоритетных мероприятий мастер-планов опорных населенных пунктов АЗРФ. Такова задача, поставленная главой государства, который поручил учесть в национальных проектах развитие опорных населённых пунктов Арктики и Дальнего востока. А это кадровое обеспечение науки, применение наиболее эффективных экологически чистых технологий для разработки проектов и ликвидация накопленного ущерба, работа над решением обороноспособности российского сектора Арктики с учетом действий недружественных стран.

Тема создания комплексного проекта "Развитие Арктической зоны Российской Федерации и Северного морского пути" была продолжена 18 декабря на заседании Морской коллегии РФ под председательством помощника президента России Николая Патрушева. Участие в заседании принял Андрей Чибис.

Участники заседания рассмотрели мероприятия по обеспечению защиты и охраны государственной границы России в арктических широтах, военной безопасности, развитии объектов двойного назначения и аварийно-спасательной инфраструктуры, формирования спутниковой группировки и систем связи. Отдельное внимание было уделено развитию минерально-сырьевых центров, науке и технологиям в интересах инновационного развития Арктики, экологической безопасности и охране окружающей среды.

Выработаны предложения, направленные на разработку технологий, адаптированных для использования в арктических условиях, а также на обновление научно-исследовательского флота и активизацию морских научных исследований в Арктике.

Одной из ключевых задач развития российской Арктики является актуализация системы стратегических документов, касающихся АЗРФ и ее транспортной системы, включая Северной морской путь, с расширением горизонта планирования до 2050 года.

На всех уровнях власти неоднократно подчеркивалось, что Северный морской путь должен стать коммерчески привлекательным для участников рынка грузоперевозок. Существует настоятельная потребность в актуальном анализе целевой грузовой базы и формировании сценариев грузопотока, в флоте высокого ледового класса, включая ледокольный. Не менее важно расширять и укреплять международное сотрудничество в Арктике путем реализации партнерских проектов в судостроении и развитии портовой инфраструктуры как на территории России, так и за ее пределами.

Следует учитывать также, что промышленное освоение Арктики невозможно без повышения качества жизни людей на Севере. На достижение этих целей направлен целый ряд предложений Андрея Чибиса, которые были единодушно поддержаны представителями всех арктических регионов. В частности, необходимо, чтобы мероприятия мастер-планов опорных арктических населенных пунктов имели приоритетный статус в национальных проектах. Еще одно предложение касается смягчения критериев предоставления субсидий регионам АЗРФ и необходимости зафиксировать лимиты в 100 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов для Арктики, выделенных на реализацию мастер-планов арктических и дальневосточных регионов. Кроме того, представители арктических субъектов настаивают, что в рамках всероссийского конкурса по создания комфортной городской среды следует предусмотреть запуск отдельного направления для регионов АЗРФ. Кроме того, арктическим субъектам нужно дать возможности направить средства от списания двух третей задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам на модернизацию жилищного фонда.

Фото: оргкомитет форума "Кристалл роста: к русскому экономическому чуду"

Также очень важно выработать стандарты арктической медицины по всем направлениям - профилактика, диагностика, лечение. Необходимо увеличить коэффициент в рамках ОМС для арктических территорий.

- По нашему мнению, проект "Развитие Арктической зоны Российской Федерации и Северного морского пути" может получить статус национального проекта, - резюмировал глава Заполярья, подводя итоги заседания. - Над этим мы все вместе продолжим работать.

Кстати

Российская Арктика занимает 30 процентов территории страны и является её ресурсной базой. В Арктической зоне Российской Федерации сосредоточено 76 процентов от общероссийских запасов горючего природного газа, 21 процент нефти, 60 процентов редкоземельных металлов, 41 процент меди, около 50 процентов лития. По отдельным полезным ископаемым запасы в АЗРФ составляют значительную долю от общемировых.