Секрет таланта на всю жизнь: К юбилею Анастасии Вертинской

Скоро четверть века, как она не снимается. Потому что не хочет играть маму киллера, а других персонажей, похоже, в кино больше нет. Не дает интервью - "о чем говорить, когда не о чем говорить?". Одна из ее последних ролей - Атаманша в фильме Александра Абдулова "Бременские музыканты". Что неожиданно для красавицы с неземным хрустальным взглядом, какой мы ее привыкли видеть. Сейчас Анастасия Вертинская посвятила себя семье, благотворительности, восстановлению творческого наследия своего отца и реализации своего поварского таланта в ресторанах сына - Степана Михалкова. Где сегодня есть повод накрыть праздничный юбилейный стол. А в кино теперь за нее работает живая память об инопланетной актрисе, мгновенно покорившей весь СССР.
Фильм Юрия Кары лег на полку, и волшебная Маргарита Вертинской пролетела мимо - сразу в историю.
Фильм Юрия Кары лег на полку, и волшебная Маргарита Вертинской пролетела мимо - сразу в историю. / Валерий Генде-Роте/ТАСС

Анастасия Вертинская в нашем искусстве - белая лебедь в царстве утят, аристократическая порода, какие там наперечет. Ей не нужно играть царственную осанку - она так живет. Не нужно приглашать небеса в сценические партнеры - она сама дитя небес, ее глаза прямиком из космоса, с ней на сцене и экране становится больше солнца и света.

Младшая дочь нашего великого шансонье Александра Вертинского, она с младенчества жила в мире поэзии и музыки, это впитано с молоком матери и чрезвычайно чувствуется на экране.

Как любую кинозвезду, широкие массы ее знают в основном по фильмам. Хотя театр подарил ей несомненно лучшие роли - от Раневской в "Вишневом саде" и Заречной в "Чайке" до Эльмиры в "Тартюфе", Проспера с Ариэлем в "Буре" и Оливии в "Двенадцатой ночи", где ей выпал редкий шанс показать себя блистательной комедийной актрисой, в совершенстве владеющей отточенной сценической формой.

Она играла и в Театре имени Пушкина, и в "Современнике", и в МХТ, работала с Олегом Ефремовым, которого считает своим учителем в театре, с Анатолием Эфросом, Галиной Волчек, играла в пьесах Володина, Шатрова, Розова, Рощина, Шукшина… Вела мастер-классы в Оксфорде и "Комеди Франсэз", преподавала мастерство в Швейцарии - свободно владея языками, несла в мир премудрости русской актерской школы.

А всесоюзную славу ей все-таки принесло кино с его бешеными тогда тиражами. Первая ее роль в кино, Ассоль в "Алых парусах", вынесла ее лицо на обложки журналов. "Человека амфибию" в первый же год проката посмотрели 65 миллионов зрителей, и школьница Настя Вертинская, в свои 15 лет сыгравшая романтичную Гуттиэре, прочно вошла в ряды любимейших актрис страны. Но сама потом признавалась, что смотрит эти фильмы как фотографии из своего детского альбома.

Снималась она довольно много. Среди широко прошедших по экранам картин такие, как "Гамлет" Григория Козинцева, который в числе достоинств своей восемнадцатилетней Офелии отмечал черты образов с портретов раннего Возрождения - хрупкость и чистоту облика.

Как часто бывает, яркая индивидуальность работает против актера: советское кино предпочитало героинь простых, рабочих, готовых к труду и обороне, для чего Вертинская с ее аристократической внешностью категорически не годилась. Зато если появлялась необходимость в чем-то из ряда вон выходящем, нездешнем или, лучше, неземном, она была незаменима. Снимая свою "Безымянную звезду", Михаил Козаков на роль таинственной Моны безошибочно определил Вертинскую, и она в дуэте с Игорем Костолевским сыграла залетную "инопланетянку" так органично, как не сумел бы больше никто.

Ночной полет над Арбатом в "Мастере и Маргарите" снимался с риском для жизни - актриса была готова и к этому

И, конечно, абсолютно ее героиня - Маргарита из заколдованного булгаковского романа. Юрий Кара первым отважился экранизировать волшебную книгу, и фильм мог бы стать вехой в истории нашего кино. Вертинская вписалась в фантастику романа, как будто всегда в нем обитала, передала Маргарите свой негаснущий внутренний свет и свою готовность к полетам во сне и наяву. Вихревой полет над ночным Арбатом снимался с риском для жизни - она была готова и к этому, и никакие современные спецэффекты не могут передать яростное вдохновение, каким горели ее глаза. Но заколдованность романа передалась и фильму: из-за неодолимых проблем с правообладателем на булгаковское наследие картина легла на полку и вышла на экраны с многолетним опозданием, эстетически устарев и уступив первенство нашумевшему сериалу Владимира Бортко.

Природа актрисы интернациональна, в ней смешались грузинские корни с сибирскими, навыки культур восточных и европейских, и даже ее страсть к ресторанному делу, сменившая со временем кино- и театральную карьеру, взращена прекрасным соцветием ее предков. Ее мама, талантливая актриса Лидия Вертинская, урожденная Циргвава, начинала в кино Птицей Феникс в "Садко", а потом играла экранных герцогинь и колдуний. Так что и ведьминское начало, так ярко блеснувшее в Маргарите, Анастасии досталось по наследству.

Анастасия Вертинская - из тех немногих звезд, которые сумели объединить сияние безбрежного космоса со светом нашей небольшой, если оттуда посмотреть, планеты.