Как рассказал РИА Новости директор департамента противодействия мошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский, около 40% мошеннических практик происходит по схеме обмана через "Госуслуги". Часто будущим жертвам отправляют письмо на почту или СМС с номером мошеннического телефона и сообщением о том, что портал госуслуг зафиксировал подозрительный вход, поэтому необходимо перезвонить по указанному номеру. Клиент звонит на мошеннический номер и дальше в полной уверенности, что он разговаривает со службой безопасности портала или ведомства, начинает делать то, что ему говорят.
Две другие распространенные схемы мошенничества - звонки от чужого имени. В первом случае мошенники продолжают представляться сотрудниками министерств и ведомств. Во втором - звонят или пишут в мессенджерах от имени руководителя. Чтобы втереться в доверие, используется фотография руководителя, данные о компании и работников, иногда подделывается и голос.
Еще об одной мошеннической схеме рассказали в банке ВТБ. Мошенники звонят, представляясь сотрудниками сотового оператора, и сообщают о необходимости продлить договор на обслуживание. Для этого клиента просят установить мобильное приложение. На самом деле это шпионская программа, которая позволяет удаленно управлять устройством. После установки приложения мошенники просят сфотографировать банковскую карту или поднести ее к смартфону, а потом ввести старый PIN-код и якобы сменить его на новый (на самом деле смена PIN-кода не происходит).
В это время шпионская программа перехватывает данные карты. Они привязываются к устройству злоумышленников. Виртуальный клон карты позволяет им снимать деньги в банкоматах и совершать бесконтактные платежи в магазинах.