"Мы наблюдаем, что за последние два месяца комиссионное вознаграждение по автокредитам, которое платят банки дилерам, начало снижаться", - рассказал "Российской газете" Николай Мельниченко, директор по развитию розничного кредитования ОТП Банка. Изменение подтвердили и дилеры. По словам директора департамента страхования и финансовых услуг АГ "Авилон" Андрея Игнатенко, снижение комиссионного вознаграждения - это действительно тенденция последних двух месяцев. Но он добавил: подход банков здесь очень разный.
"Размер комиссии решается в индивидуальном порядке и зависит от банка, программы кредитования, ее наполнения и множества других факторов, - отметил он. - Очень широкий ряд кредитных предложений и до текущих изменений был без комиссии, но если говорить в целом, то изменения достаточно существенные".
Собеседник "РГ" на банковском рынке рассказал, что комиссия сейчас находится в диапазоне 0-9% от суммы кредита. Три месяца назад банки в среднем платили 5-6%, а сейчас, скорее, на уровне 3-5%.
"По нашей оценке, средняя величина (комиссионных вознаграждений. - "Российская газета") для большинства игроков сейчас снизилась примерно на 30%", - поделилась Екатерина Конова, директор департамента развития автокредитования и страхования финтех-компании "Баланс-Платформа". Для ряда крупных дилеров сохранились исключения, добавляет она.
По словам Мельниченко, тенденция связана с давлением на капитал банков, ростом ключевой ставки и сохранением верхнего предела полной стоимости кредита (ПСК). Средняя ПСК, куда входят все дополнительные платежи, уже находится на запредельном для клиентов уровне. Еще в начале ноября она превысила в среднем 26%. Для сохранения маржинальности банки продолжают дополнять автокредиты страховыми и сервисными продуктами, но с каждым месяцем это становится сложнее делать из-за ограничений ПСК, говорит Конова. Поэтому ряд банков начинает сокращать выдачу и выходить из спецпрограмм брендов.
Все эти факторы влияют на необходимость сокращения издержек вместе с комиссией, сказал Мельниченко. И добавил, что цель - сохранить возможность автокредитования. "Снижение одной статьи дохода дилера с продажи автомобиля должно быть покрыто другим источником. Фактически снижение комиссионного вознаграждения приведет к уменьшению скидок и росту цен", - прогнозирует Игнатенко.
В 2023 году Национальный автомобильный союз направил регуляторам письма с просьбой ограничить высокие комиссии автодилеров до 4%. Дилеры взимают 9% комиссии от суммы автокредита, 10% от цены страховки, что приводит к увеличению стоимости автомобилей, отмечалось в письме.