Одним из главных событий 2024 года стало открытие скоростной автомагистрали М-12 "Восток", которая протянулась от Москвы до Казани. На 810-километровой трассе теперь нет ни одного светофора, отсутствуют и одноуровневые перекрестки. Автомагистраль проходит по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан. Новая трасса пользуется большой популярностью - на начало декабря по ней уже совершено более 23 миллионов поездок, поскольку путь от Москвы до Казани стал вдвое быстрее - вместо полусуток в дороге потребуется провести всего не более шести с половиной часов. Уже идут работы по продлению новой трассы до Екатеринбурга через Республику Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область. Далее дорога пойдет в сторону Тюмени, обеспечивая оперативную логистическую доступность Урала.
А в итоге сделав экономически более выгодной доставку грузов в восточном направлении.
Еще одним событием, которого давно ждали автолюбители и профессиональные водители, стало завершение строительства обхода Твери на трассе М-11 и вместе с ним финал реализации всего проекта. "Это трасса, на которой нет ни одного светофора, ни единого пересечения на одном уровне, - отметил председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко. - "Умная" дорога, на которой водитель будет предупрежден обо всех трудностях и где есть аварийные комиссары, которые в течение 15 минут окажут помощь".
Продолжается развитие железнодорожных маршрутов. Самый крупный проект и самая серьезная задача - развитие Восточного полигона, который включает Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали. И, конечно, нельзя не упомянуть о том, что в 2024 году началась реализация проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург. Она пройдет через Тверь и Великий Новгород и сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут вместо 4 часов. При этом путь от Санкт-Петербурга до Новгорода займет всего 29 минут, от Москвы до Твери - 39. В рамках нацпроекта "Эффективная транспортная система" Минтранс России предложил сконцентрироваться на расширении и модернизации инфраструктуры центрального транспортного узла, переходе к масштабной цифровизации транспортной сети, переоснащении пограничных переходов и решении проблемы с кадрами.
Что касается пограничных переходов, то в планах на 2024-2030 годы определено, что типовой осмотр грузового транспорта должен занимать не более 10 минут. Сокращение времени должно ускорить прохождение по транспортным коридорам в 1,5 раза.
Конечно, будет продолжаться строительство новых железнодорожных путей, расширение сети автомобильных дорог, будут идти работы по модернизации морских портов, отлаживанию их связи с железными дорогами. Внимание будет уделяться также развитию сети внутренних водных дорог, расширению аэродромной сети.
В результате транспортная инфраструктура будет формироваться как единая сеть с хорошим запасом как в плане провозной, так и пропускной способности.
Общий объем бюджетных и внебюджетных средств до 2030 года запланирован на уровне 10,2 триллиона рублей. На реконструкцию воздушных гаваней бюджет выделит 250 миллиардов рублей, а внебюджетных средств будет привлечено 82,9 миллиарда. На эти деньги планируется построить аэропорты в Омске и Шерегеше, а также реконструировать действующие - в Калининграде, Сочи, Горно-Алтайске и Владивостоке. Всего программой предусмотрены реконструкция и строительство 75 аэродромов.
На развитие морских портов отводится 291,7 миллиарда рублей внебюджетных средств. Сумма в 121,1 миллиарда рублей, которые предоставит бюджет, пойдет на внутреннюю сеть. Расходы на развитие автодорожной инфраструктуры России в 2025 году составят 1,49 триллиона рублей.
Еще одной серьезной задачей становится цифровизация транспортной сети. Предполагается, что в итоге будет создана единая система, благодаря которой удастся не только определять слабые и малоэффективные места инфраструктуры. Актуальные данные о грузо- и пассажиропотоках позволят перераспределять нагрузку на сеть, разгружая одни участки и задействуя другие. Это также повысит отдачу от инфраструктуры.
Совершенствование транспортной системы выгодно не только строителям, но и территориям, по которым проходят обновленные или совсем новые железнодорожные, автомобильные или водные пути. В итоге получается, по сути, кумулятивный эффект, когда вложенные в модернизацию немалые средства в итоге приводят к кратному росту инвестиций в регионы. А их экономика в результате начинает расти опережающими темпами.