Николай Юрьевич, какие ключевые события в контрактной системе в уходящем году оказали самое заметное влияние на работу вашей электронной площадки?
Николай Андреев: Этот год прошел под знаком подготовки к значительным изменениям, которые начнут действовать с 1 января 2025-го. Реформа национального режима допуска товаров из иностранных государств существенно повлияет на организацию закупок, отбор участников, выбор победителей. Уже сейчас заказчики вносят изменения в свои внутренние документы, планируют закупки по новым правилам. Важными изменениями стали и новая форма структурированной заявки, и то, что теперь заказчики обязаны заключать цифровой контракт. Стоит также отметить обязательное использование машиночитаемых доверенностей (МЧД) заказчиками при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ.
Конечно же, функционал ЭТП Сбер А был полностью подготовлен к соблюдению этих требований и работе по новым нормам. Тем не менее организаторам и участникам закупок требовалась экспертная и практическая поддержка. Мы все это время вели большую разъяснительную работу - участвовали в конференциях, проводили семинары, вебинары. Думаю, что с 2025 года мы сможем бесшовно перейти на новые правила работы, сохранив эффективность, прозрачность и конкурентность закупок.
Какие решения - сервисы, инструменты - вы предлагали пользователям ЭТП в этом году?
Николай Андреев: В 2024-м мы продолжили развивать специализированное сопровождение корпоративных пользователей нашей площадки. Работа по 223-ФЗ - это интересное направление для нас как для оператора электронных торгов. Здесь есть много уникальных возможностей, поэтому было решено создать у нас обособленное подразделение. Оно будет разрабатывать и внедрять новые подходы и методы, создавать новый клиентский путь для наших пользователей.
Также мы стараемся максимально приблизить наши сервисы к пользователям, в том числе используя удобные для них каналы. Мы запустили два телеграм-бота, которые помогают своевременно получать важную информацию, например, уведомления о новых торгах, в которых можно принять участие, позволяют настроить напоминания, отвечают на запросы. Искусственный интеллект обрабатывает большой объем информации, чтобы предложить лучшие решения.
Контрактная система все больше интересует представителей других секторов, которые предлагают свои продукты, адаптированные для участников торгов. Вы можете сказать, что будет сейчас наиболее востребовано?
Николай Андреев: Электронная площадка предоставляет различные услуги, непосредственно связанные с участием в торгах. Это может быть открытие спецсчета в банке, получение независимой гарантии, получение консультаций по участиям в торгах. Наши платформы уже давно служат единой точкой входа для обеспечения деятельности заказчиков и поставщиков. Это расширяет доступ к услугам, рынкам, снимает барьеры, обеспечивает наиболее эффективное достижение целей пользователей.
Большой потенциал, на наш взгляд, имеет доступ к услугам и сервисам, необходимым для бизнеса компаний, участвующих в торгах, но непосредственно с торгами не связанных. Например, на платформе малых закупок SberB2B запущен логистический сервис: можно сразу оценить стоимость транспортно-логистических услуг и заложить ее в коммерческое предложение еще на этапе подачи заявок на процедуру.
Малые закупки пока не полностью переведены в электронную форму, хотя потребность в этом есть. Какие действия здесь нужны со стороны законодателей, регуляторов?
Николай Андреев: Действительно, электронные закупки малого объема не являются обязательными для заказчиков. При этом организаторы уже давно используют эту форму, понимая ее преимущества при поддержке оператора торгов. И первая электронная закупка у единственного поставщика была размещена именно на нашей платформе.
Распоряжением правительства РФ определены мероприятия, направленные на совершенствование государственных и муниципальных закупок малого объема (до 600 тысяч рублей) на период до 2027 года. При этом электронная процедура закупок по части 12 статьи 93 закона "О контрактной системе" фактически поглощает порог в 600 тысяч рублей, что не препятствует заказчикам в проведении таких закупок, и они этим механизмом активно пользуются. Предлагаемая концепция развития потребует и внесения изменений в 44-ФЗ, и вложения бюджетных ресурсов в доработку Единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС).
Профессиональный уровень закупщиков и поставщиков очень важен, и он постоянно растет. Какие наиболее полезные инициативы в этом направлении вы можете отметить?
Николай Андреев: При поддержке нашей электронной площадки проводятся крупные федеральные, региональные, межрегиональные и муниципальные конференции. К выступлению мы приглашаем ведущих экспертов, федеральных и региональных регуляторов, контролеров, профильные ведомства. Открытые дискуссии позволяют получить реальную обратную связь от заказчиков и уполномоченных органов.
Хочу особо отметить проект "Молодой закупщик", в рамках которого на базе региональных вузов и электронного университета Сбер А мы обучаем по запросу субъектов РФ специалистов для уполномоченных органов, крупных заказчиков. Слушатели также проходят практико-ориентированную стажировку. Проект уже реализован в Томской области, Республике Коми, запущен в Карелии, Брянской области и Приморье.
Наши эксперты с 2010 года проводят семинары и курсы по актуальным темам и в доступной форме передают знания новичкам и опытным специалистам в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Насколько востребована поддержка, предлагаемая оператором участникам торгов, и какие форматы наиболее успешны?
Николай Андреев: В текущем году активно задействован Центр поддержки поставщиков. Создано сообщество для обучения, консультаций, обмена опытом, лучшими практиками. Этот канал также работает и для получения информации от наших участников - об их сложностях, запросах, пожеланиях. Мы не ограничиваемся исключительно насущными темами, связанными только с участием в закупочных процедурах. Помогаем с вопросами налогообложения, включения товара в реестр Минпромторга России в рамках нацрежима и многим другим.