Покупки в один клик

Почему в России так популярны цифровые платформы
За последние шесть лет российский рынок интернет-торговли существенно изменился: на смену множеству онлайн-магазинов пришли крупные цифровые платформы, на которых торгуют и покупают миллионы россиян. За короткий период сформировался целый класс малых и средних предпринимателей и производителей, а жители страны получили доступ к бесконечной полке товаров. Разбираемся, почему платформенная модель бизнеса оказалась такой успешной и в чем ее важность для государства.
Развитие цифровых платформ решает проблему занятости, создавая новые рабочие места.
Развитие цифровых платформ решает проблему занятости, создавая новые рабочие места. / Пресс-служба Ozon

Ближе к людям

Основное отличие платформенной модели бизнеса заключается в том, что она вовлекает в экономическую деятельность большое количество людей. Платформы связывают потребителей с бизнесом, а также бизнес с бизнесом, ускоряя, упрощая и делая эффективнее их взаимодействие. Кроме того, платформы - одна из самых доступных моделей предпринимательства с низким порогом входа. Сегодня, чтобы начать свое дело, не нужно тратить колоссальное количество времени и денег. Платформы обеспечивают предпринимателей складскими продуктами, маркетинговыми инструментами и миллионами покупателей. К примеру, мастер керамики из сибирской деревни может за день выйти на маркетплейс и начать продавать свою посуду по всей стране. При этом у него не будет логистических и многих других издержек, которые могли возникнуть, если бы он решил развивать бизнес самостоятельно.

Еще семь лет назад сложно было представить, что обычный человек без крупных инвестиций может запустить свой бизнес на федеральном уровне. Сегодня это стало реальностью.

"На платформе Ozon работают более 550 тысяч предпринимателей, более 90 процентов из них - из регионов, - отмечает директор по работе с органами государственной власти Ozon Дмитрий Ким. - Для 64 процентов из них это первый бизнес. Они налаживают собственные производства и масштабируют их, получая федеральный рынок сбыта, и через год у половины из них появляется команда сотрудников. Так небольшой бизнес начинает расти и вместе с тем - приносить свой вклад в экономику региона и страны".

Развитие цифровых платформ также решает проблему занятости, создавая новые рабочие места и возможности самореализации для миллионов человек по всей стране. По подсчетам аналитиков, открытие одного пункта выдачи создает в среднем 2,5 рабочих места.

"Сейчас около 16 процентов работоспособного населения, или примерно 10 миллионов человек, вовлечены в платформенную экономику, - приводит данные председатель Наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. - Это создает новые возможности для занятости, особенно для тех групп населения, которые сталкиваются с трудностями на традиционном рынке. Например, в 2024 году наибольшую долю платформенных занятых в России составили женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, - 53 процента".

Товарное равенство

Еще каких-то пять лет назад жители малых отдаленных городов были ограничены тем небольшим ассортиментом товаров, который предлагали их местные магазины. Сегодня ситуация совсем иная. Теперь даже те, кто живет в небольших населенных пунктах, имеют доступ к такому же ассортименту товаров, который есть в городах-миллионниках. Это тоже стало возможным благодаря развитию цифровых платформ. Сейчас пункты выдачи заказов крупных маркетплейсов есть даже в маленьких деревнях. Вместе с отделениями "Почты России", которая последний год активно работает с маркетплейсами, они предоставляют россиянам доступ к миллионам различных товаров.

Востребованность цифровых платформ у населения неуклонно растет. Так, согласно аналитическим данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), наиболее интенсивный рост онлайн-торговли за первые 9 месяцев 2024 года (более 60-70 процентов) оказался на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и Сибири - в регионах, "не избалованных" хорошо развитой традиционной розницей и наличием большого ассортимента товаров в магазинах, например, на Чукотке, в Тыве, в Дагестане, Чечне, Бурятии, Республике Саха (Якутии), на Алтае, в Карачаево-Черкесии, Еврейской автономной области , на Камчатке, в Магадане, на Сахалине, в Амурской области, Ингушетии и Приморском крае.

Жители отдаленных городов получили доступ к широкому ассортименту товаров

"Сегодня 90 процентов наших пунктов выдачи заказов находятся в регионах, - отметил Дмитрий Ким. - При этом последние два года наши продажи в малых городах с населением до 10 тысяч человек росли в два раза быстрее других за счет опережающего роста числа покупателей. Раньше у людей не было доступа к бесконечной полке, теперь он есть, поэтому вместе с ростом количества людей растет и частотность заказов. Когда в небольшом городе или поселке открывается пункт выдачи заказов, мы автоматически решаем проблему товарного неравенства. За год число наших пунктов выдачи заказов в малых городах увеличилось в три раза".

Развитие инфраструктуры

Быстрое региональное развитие цифровых платформ не могло бы произойти без больших инвестиций в местную логистическую инфраструктуру. По подсчетам Ozon, за последние пять лет компания вместе с девелоперами инвестировала в нее порядка 200 миллиардов рублей по всей стране.

"В среднем вместе с открытием логистического центра в два раза растет число предпринимателей, которые становятся нашими продавцами, - подчеркивает Дмитрий Ким. - Только в прошлом году с нашим маркетплейсом начали сотрудничать 115 тысяч предпринимателей из городов с населением меньше одного миллиона человек".

Помимо инвестиций в инфраструктуру, маркетплейс активно поддерживает предпринимателей, выплачивая им вознаграждения и оказывая финансовую поддержку. За три года на эти цели было потрачено более 110 миллиардов рублей. Партнеры в новых локациях получают до 1,8 миллиона рублей в виде ежемесячных платежей, а также разовую выплату в 100 тысяч рублей для ремонта пункта выдачи. Благодаря таким мерам поддержки партнеры могут быстрее вывести свой бизнес в плюс и сократить предпринимательские риски, а жители малых городов - скорее начать получать посылки с онлайн-витрины в удобном формате или начать бизнес на маркетплейсе.

Сделано в России

Вместе с ростом доступности товаров для широкого круга населения сформировался еще один важный тренд. Покупатели стали чаще отдавать предпочтение продукции, произведенной внутри страны. Миф о том, что качественная вещь должна непременно быть импортной, уходит в прошлое, и на платформах растет спрос на товары российского производства.

Отечественные производители доказывают, что могут предлагать качественную продукцию по доступной цене. Лучше всего об этом говорят цифры. За первую половину текущего года на региональных витринах Ozon покупатели приобрели 17 миллионов товаров от более чем 2,5 тысячи региональных брендов. Маркетплейс в сотрудничестве с местными властями начал запускать региональные витрины еще в 2022 году. Программа позволяет выделить российские бренды, которые делают вклад в развитие местной экономики, и обратить на их продукцию внимание аудитории далеко за пределами региона происхождения. Разместить товар на витрине для дополнительного бесплатного продвижения может любой бренд - производитель из региона, подав заявку через центры "Мой бизнес" или власти субъекта РФ. На данный момент на маркетплейсе работают разделы с товарами из 20 регионов: от Карелии до Хабаровска.

Платформенный рынок продолжает расти и становится все более востребованным для россиян и заметным для экономики. С этим ростом закономерно возрастает и количество спорных вопросов, которые нуждаются в разрешении. В декабре правительство РФ поручило минэкономразвития разработать закон "О платформенной экономике в РФ", который должен разрешить большую часть этих вопросов, четко определяя новую модель экономических отношений. При соблюдении баланса интересов всех участников рынка это должно позволить платформенной экономике развиваться и дальше на благо государства и его жителей.