Причалы зовут

Российские порты наращивают мощности по перевалке грузов
Портовая инфраструктура в России продолжает планомерно развиваться. К примеру, в этом году в торговом порту Усть-Луга Ленинградской области логистический оператор "Ультрамар" завершил строительство второй очереди терминала по перевалке минеральных удобрений и других сыпучих грузов.
Причалы терминала по перевалке сыпучих грузов приняли первые суда.
Причалы терминала по перевалке сыпучих грузов приняли первые суда. / Предоставлено ЛО "Ультрамар"

Первая очередь была запущена еще в 2021 году и стала крупнейшим логистическим комплексом по перевалке сыпучих грузов с пропускной способностью 12 млн тонн в год. Терминал оснащен тремя причалами общей длиной 885,7 метра и 34 купольными хранилищами для минеральных удобрений. Глубина акватории в районе комплекса составляет не менее 17,2 метра, что позволяет принимать балкеры типа Panamax с дедвейтом до 80 тыс. тонн.

В 2022 году терминал "Ультрамар" обработал 13,5 млн тонн грузов - на 88% больше, чем в 2021-м. А в марте 2023 года был установлен рекорд по суточной выгрузке вагонов, что свидетельствует о высокой эффективности комплекса.

Соглашение о строительстве второй очереди терминала было подписано с ФГУП "Росморпорт" в 2022 году. Оно предусматривало возведение дополнительных глубоководных причалов, оснащение их современным технологическим оборудованием и проведение дноуглубительных работ для расширения возможностей приема судов. Все это позволило увеличить портовые мощности на 25 млн тонн в год. Общий объем инвестиций в строительство превысил 200 млн долларов.

В самом начале реализации проекта возникли трудности. Иностранные подрядчики, обеспечивавшие более 98% дноуглубительных работ в российских портах, отказались от участия в инфраструктурных проектах на территории нашей страны. В результате единственным подрядчиком стала компания "Гидрострой", выполнившая необходимые работы в навигационные сезоны 2023 и 2024 годов. Несмотря на задержку строительства акватории почти на год, "Ультрамар" завершил работы, и новые причалы уже приняли первые суда. А портовые сборы, уплачиваемые с нового терминала в этом году превысили 250 млн рублей.

С появлением второй очереди общая мощность логистического комплекса увеличилась до 37 млн тонн. 34 крытых склада способны вместить около одного миллиона тонн минеральных удобрений, есть также открытые склады для сыпучих и генеральных (штучных) грузов вместимостью 1,2 млн тонн. Общий причальный фронт терминала имеет длину 1,5 километра и может принимать суда с дедвейтом до 130 тыс. тонн и максимальной осадкой 15 метров. Комплекс располагает собственными железнодорожными путями протяженностью 70 километров и инфраструктурой, способной обработать до 1450 вагонов в сутки.