В частности, они предлагают обязать маркетплейсы раскрывать алгоритмы ценообразования, ввести в регионах ограничения на число пунктов выдачи заказов, запретить приоритизацию собственных торговых марок. Письма есть в "РГ".
В документах также говорится о том, что пользователи маркетплейсов недостаточно защищены. Например, информация о товарах и продавцах в карточках товаров не дает потребителям достоверного представления об их происхождении, возможности реального исполнения обязательств, наличии достаточного опыта и квалификации продавца. Пункты выдачи товаров бывают не оборудованы примерочными, что также создает неудобства покупателям. Есть проблема с продажей контрафактной продукции.
"Мы как представители производителей и правообладателей сильно озабочены проблемой контрафакта, который в очень значительной части распространяется на площадках маркетплейсов, считаем, что предлагаемые нами меры, такие как кабинет правообладателя, поможет оперативно решать эту проблему", - сказал "РГ" директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов (ассоциация - соавтор письма).
Также, по его словам, нужно решать проблему недобросовестных продавцов, которых затруднительно выявить потребителю при покупках на маркетплейсах из-за "накрученных" отзывов и оценок. Кроме того, практикуемый площадками принцип ранжирования товаров по цене не дает определить, является ли продавец официальным представителем бренда или нет, обладает ли необходимыми лицензиями и разрешениями, является ли его товар импортным или отечественным, продолжает он. Требования о маркировке контента определенного типа широко распространены как в РФ, так и за рубежом.
"Введение обязательной маркировки партнеров маркетплейса позволит повысить прозрачность их деятельности и снизить риски недобросовестного поведения", - добавил Гуськов.
По словам президента Ассоциации прямых продаж (АПП) Тамары Шокаревой, сейчас на маркетплейсах могут встречаться опасные для жизни и здоровья покупателей, несертифицированные или даже не разрешенные к распространению товары. В их числе можно, например, отметить БАДы, состав которых доподлинно не известен. Для создания равных условий с другими участниками рынка необходимо, в частности, введение на маркетплейсах маркировки о сертификации товара, его реальном сроке годности, безопасности. "Мы выступаем за то, чтобы установить для всех равные условия и требования в части информирования потребителей и соблюдения их прав", - отметила Шокарева.
Президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонину Цицулину тоже волнуют вопросы безопасности товаров, продающихся на маркетплейсах, поскольку там широко представлена продукция для детей.
"В последние годы предложение контрафактных товаров неуклонно нарастало. По данным консалтинговых агентств, оказывающих услуги по защите брендов, в отдельных товарных категориях доля поддельной продукции достигает и даже превышает 40%. Число споров и конфликтов на почве продажи контрафактных товаров (подделок товаров официальных брендов), к сожалению, также показывает устойчивый рост. Чтобы решить проблему, мы предлагаем платформам организовать возможность регистрации правообладателей и создания "Личного кабинета", в котором будут храниться все правоустанавливающие документы бренда, что позволит не приобщать каждый раз к жалобам пакет документов, а руководствоваться имеющимися",- говорит исполнительный директор "РусБренд" Алексей Поповичев.
По его словам, такое решение уже есть, например, у площадки OZON и не требует существенных доработок, а также финансовых затрат, однако способствует обелению рынка. Сейчас по аналогичному пути уже идет Китай: там локальное законодательство требует от e-commerce-платформ организовать системы аккаунтов для правообладателей с функциями регистрации, верификации и подачи жалоб. За отсутствие таких систем предусмотрен штраф.
Также важна проработка процедуры внесудебного реагирования на жалобу правообладателя, она может работать по аналогии с успешно применяемой блокировкой пиратского контента, продолжает он.
Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин обобщил, что поддерживает инициативу по регулированию маркетплейсов.
В пресс-службе Wilberries & Russ "РГ" сообщили, что законопроект о платформенной экономике, подготовленный Минэкономразвития, имеет большое значение для развития отрасли электронной коммерции. При этом предлагаемый подход основан на том, что цифровые платформы являются драйверами развития новых видов экономических отношений, и регулирование должно учитывать особенности их работы, которые отличаются от подходов, выработанных в традиционных отраслях экономики. Кроме того, законопроект исходит из необходимости сбалансированного регулирования, которое должно учитывать и специфику платформ, и интересы партнеров, и интересы государства."
"Приведенные предложения ассоциаций, напротив, во многом не отвечают потребностям не только рынка, но и партнеров платформ. Так, предлагаемое ограничение числа ПВЗ в регионе может привести к снижению темпов развития предпринимательства, поскольку большинство владельцев ПВЗ - представители МСП. Кроме того, эта мера идет вразрез с одной из ключевых стратегических целей участников рынка электронной торговли - обеспечением товарами миллионов россиян в пешей доступности от дома, в том числе в труднодоступных населенных пунктах страны", - отмечают в пресс-службе маркетплейса.
Также отмечается, что многие предложения уже реализованы на практике и не требуют дублирования, либо отражены в законопроекте в том или ином виде: например, платформы уже раскрывают правила работы своих алгоритмов и рекомендательных сервисов. Также законопроект в текущей редакции уже предлагает регулирование в части мер ответственности - он обязывает платформы установить все их виды и процедуру их применения и оспаривания в исчерпывающем виде. Многие платформы уже реализовали это - в том числе Wildberries. Компания также уже участвует в проекте ФНС России по обмену информацией с платформами.
Wildberries находится в диалоге с регулятором и представителями отрасли, а также принимает участие в работе над законопроектом. Мы рассчитываем, что отраженные в нем положения будут способствовать долгосрочному стабильному развитию всех участников экономических отношений, которые создают цифровые платформы.