Как приблизить школьное обучение к "большой" науке

Сергей Сопочкин, директор лицея №130 имени академика М. А. Лаврентьева, рассказал о воспитании будущих исследователей.
Сергей Сопочкин: В России 108 школ, в том числе наш лицей, названы "школами РАН"
Сергей Сопочкин: В России 108 школ, в том числе наш лицей, названы "школами РАН" / Лицей №130

- Когда в 2013 году мы с коллегами запланировали реализовать мечту - создать дополнительные учебные площади, - стало понятно, что просто "коробку" нам построить не дадут. Надо было придумать что-то особенное.

Идея создать не одну школьную лабораторию, а мини-Академгородок на базе лицея, родилась в 2013 году в ходе разговора с доктором философских наук Алексеем Гордиенко, который тогда занимал должность главы администрации Советского округа. Решили спроектировать специальные помещения для шести лабораторий: биологических, химических и физических исследований, информационных технологий, робототехники, гуманитарных исследований и проектов. Суть всего этого - создать условия для формирования у лицеистов культуры исследовательской деятельности, то есть исследовательского типа мышления и соответствующих навыков.

К работе в лабораториях пригласили сотрудников институтов СО РАН (они и наполняли лаборатории оборудованием под свои задачи) и студентов НГУ, наших выпускников. В первой половине дня в лабораториях проходят практикумы для учащихся специализированных классов, во второй - спецкурсы, которые могут посещать все старшеклассники. Родился и адекватный проекту формат представления исследовательских работ - лицейские научно-практические конференции (НПК). Это принципиально важный момент, особый взгляд на смысл образования. Когда дети готовят исследовательские проекты, выступают с докладами перед учеными из институтов СО РАН, перед академиками, которые их оценивают, - это бесценный опыт.

С каждым годом количество обучающихся в наших лабораториях растет - со 100 в 2022-м до 140 в 2024-м. Растет и количество участников НПК. Но главное тут, разумеется, не количество, а качество. Образовательный проект "Школа-лаборатория" - универсальный и открытый. В него могут входить (и входят) новые участники - учителя, ученые, лицеисты, родители. В идеале и в контексте проекта превратить свой учебный класс в класс-лабораторию, разрабатывать и реализовывать на его основе поисковую модель урока может учитель любого предмета. Это стопроцентное попадание в научный тренд Академгородка.

Конечно, нам бы хотелось большей поддержки от Российской академии наук. В России 108 школ, в том числе наш лицей, названы "школами РАН", но по-настоящему плотного взаимодействия еще только предстоит достичь.