Маркировка товаров легкой промышленности вводилась поэтапно, начиная с шуб. В апреле 2024 года этот перечень вырос сразу в 15 раз - до 120 наименований: в него вошло большинство предметов одежды - от курток до галстуков-бабочек. А 1 марта 2025 года стартует так называемая третья волна: она охватит нижнее белье, носки, халаты, пижамы, весь детский гардероб и другие изделия.
Код маркировки стоит 60 копеек - казалось бы, немного, но его надо нанести на каждую единицу товара. К этому прибавляются другие расходы на работу в системе. Малым и микропредприятиям приходится закупать новые онлайн-кассы, компьютеры, сканеры, принтеры и программное обеспечение, а порой и нанимать дорогостоящих IT-специалистов. По подсчетам бизнеса, в итоге расходы возрастают не на 60 копеек, а на все 500 рублей.
Против самой идеи маркировки предприниматели ничего не имеют, отмечает председатель общественной организации "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина. Но внедрение вызывает вопросы.
- Сейчас идет речь о возможной ликвидации многих предприятий из-за невозможности выполнения условий "Честного знака". Во-первых, они зачастую невыполнимы чисто технически, а во-вторых, очень затратны. Например, система "Честный знак" не состыкована с кассами, с которыми работают 99 процентов предпринимателей. Следовательно, надо покупать новые. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность. Причем факторы риска возникают независимо от того, в чем причина - в ошибке предпринимателя, отсутствии интернета или сбое программы. Все ставится в вину бизнесу, ему приходят штрафы, которые скоро примут массовый характер, - пояснила "РГ" Янина Гришина.
Затраты на маркировку исчисляются не только в деньгах, но и во времени.
- Сначала я переписываю с каждого товара состав, размер, цвет, артикул, производителя и так далее, - рассказала на одном из заседаний рабочей группы при ЗакСе индивидуальный предприниматель Ирина Валерианова. - Потом я забиваю это в компьютер. На создание одной карточки товара у меня как предпринимателя уходит до 30 минут - при условии, что я уверенный пользователь ПК. А на все товарные остатки надо потратить от 250 дней до пяти с половиной лет при восьмичасовом рабочем дне.
При обмене данными между "Честным знаком" и кассовым аппаратом возникают многочисленные ошибки и сбои, сообщила член Ассоциации предпринимателей малого бизнеса Норильска Анна Раевская на встрече с представителями оператора в Петербурге. При этом инструкции и служба поддержки не адаптированы для тех, кто плохо разбирается в компьютерах. То, что система требует доработки, подтверждают и профессиональные айтишники.
- Личный кабинет "Честного знака" сложен для неподготовленного человека. На многих этапах его ведения требуется дорогостоящий квалифицированный специалист либо многочасовые трудозатраты штатного персонала, а также специализированное ПО. Нет единого стандарта загрузки и выгрузки данных - только для внесения остатков использовалось три разных формата, - перечислил проблемы инженер-программист Виктор Сапа.
При этом одна из задач системы - борьба с контрафактом - остается нерешенной, утверждают представители отрасли. Он свободно продается с надписью на этикетке "сделано в России".
- Никто не проверяет, действительно ли продукция соответствует заявленному, - утверждает директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова. - Отрасль каждый год растет на 50-70 процентов. Но у нас просто нет такого количества производителей. "Взлет" происходит за счет легализации контрафактного товара.
По мнению предпринимателя Алексея Зажигина, вместо борьбы с теневым сегментом маркировка в ее нынешнем виде может его создать. В сложившейся ситуации выгоднее закрыть офлайн-магазины и торговать в интернете, не боясь проверок и уголовных дел.
Выслушав все претензии, представитель оператора системы Иван Пацук заявил, что компания готова вместе с бизнесом доработать инструкции в соответствии с его пожеланиями.
Петербургские предприниматели, в свою очередь, предложили не запрещать оборот немаркированных товаров до конца 2025 года, отложить "третью волну", а также ввести мораторий на проверки и штрафы. Их поддержали депутаты и бизнес-омбудсмен Валерий Калугин. Минпромторг продолжает разбираться в ситуации.
Обязательную маркировку молочной продукции ввели еще в 2021 году. В сентябре 2024-го к ней подключились фермерские хозяйства - и столкнулись с теми же проблемами, что и легпром. Только костюмы могут подождать, пока предприниматель изучает все тонкости нанесения QR-кодов, а молоко - нет. Многие КФХ находятся в сельской местности, где большие проблемы с интернетом. Фермеру, который сам производил и продавал молочку, теперь надо нанимать бухгалтера с компьютерщиком, что при его оборотах не имеет смысла. И в любом случае дополнительные расходы скажутся на цене продукции.