В России к проблеме дефицита кадров стали относиться серьезно сравнительно недавно в связи с переходом на политику импортозамещения и постепенному выходу из глобальных цепочек добавленной стоимости. К концу 2023 года общее число занятых в стране составило 71,9 миллиона человек, при этом дефицит кадров, по некоторым данным, достиг 4,8 миллиона.
Нехватку работников испытывают практически все отрасли от промышленности до науки и образования. Причина не только в ужесточении миграционной политики, но и в небольших зарплатах. Это становится фактором неопределенности на рынке труда и в конечном счете приводит к увеличению текучести кадров на предприятиях. Соответственно один из путей решения проблемы - увеличение заработной платы.
Этот процесс уже идет. Согласно данным Росстата, в январе 2024 года средняя зарплата в России составила 75 034 рубля, а к сентябрю она поднялась до 84 324 рубля. Однако рост зарплат происходит неравномерно. В ряде отраслей они даже если и растут в результате индексации, то совсем незаметно. Из-за этого возникает дефицит кадров в больницах, школах и университетах.
Между тем в России быстрыми темпами растет категория самозанятых, которые получают доход от профессиональной деятельности. Если к концу 2020 года их количество чуть превышало 1,2 миллиона человек, то сейчас насчитывается свыше 12 миллионов. Использование такой рабочей силы на внештатной основе может способствовать некоторому сокращению дефицита кадров в российских компаниях, в частности в ИТ-сфере, которая в последние годы развивается очень быстрыми темпами.
Но это произойдет, только если заработная плата будет расти более интенсивно и перейдет в формат почасовой. Такой сценарий вероятен, но на данный момент работодателю выгоднее либо увеличивать среднюю нагрузку на одного сотрудника, либо чаще менять штатных работников, чтобы сократить расходы на оплату труда.
Скорее всего в ближайшие годы в России некоторые вакансии и вовсе не удастся закрыть с помощью человеческих ресурсов. Но, возможно, это и не понадобится. Дефицит низкоквалифицированной рабочей силы, например таксистов, можно будет сократить за счет внедрения роботизированной техники. К примеру, в Китае уже используется беспилотный транспорт. И хотя в мире идут споры о его безопасности, компании-производители планируют увеличивать количество беспилотных автомобилей. В России также активно тестируются беспилотные поезда и такси. Предполагается, что в следующем году будет введен в эксплуатацию беспилотный легковой и грузовой транспорт.
Быстрыми темпами растет количество роботов в сфере доставки. Также промышленные роботы активно внедряются в массовое и серийное производство. Хотя Россия в этом аспекте сильно отстает от мировых лидеров - Южной Кореи, Японии, США, Германии и Китая. Но планы российских властей увеличить производство промышленных роботов к 2030 году в семь раз весьма реалистичны. Это может произойти, если будет более активно развиваться промышленная кооперация в рамках БРИКС и ЕАЭС и за счет более плотного научно-технического и инновационного сотрудничества со странами-партнерами.
Конечно, для создания технологической базы необходимы научные кадры. В России их число за последние годы, к сожалению, сократилось. И нарастить число научных сотрудников будет сложнее, чем сократить дефицит низкоквалифицированных специалистов. Один из вариантов решения этой задачи - госпрограмма "Научно-технологическое развитие Российской Федерации". Последние несколько лет в рамках этой программы государство тратит на науку и высшее образование более одного триллиона рублей в год. Расходы вполне оправданные. Ведь вложения в человеческий капитал и в научные исследования и разработки помогают решить проблему дефицита кадров в России.