Агентство Bloomberg сообщило, что ФРГ, Бельгия и Люксембург не поддерживают призывы конфисковать активы России для поддержки Киева, посольку "обеспокоены юридическими и финансовыми последствиями", хотя на этом и настаивают другие члены ЕС. Журнал Foreign Policy уточняет, что Запад стремится успеть решить вопрос до инаугурации Дональда Трампа 20 января.
Российские дипломаты неоднократно называли заморозку активов воровством, имея в виду как средства частных лиц, так и государственные активы РФ. Министр иностранных дел Сергей Лавров, глава минфина Антон Силуанов и спикер Госдумы Вячеслав Володин говорили, что Россия ответит на конфискацию. По их словам, у Москвы тоже есть возможность не возвращать те средства, которые западные страны держали в России. При этом Силуанов и Володин отмечали, что Запад в итоге потеряет примерно такую же или даже большую сумму, чем конфискует.
Именно страх перед таким вариантом развития событий и останавливает европейцев, считает декан факультета международных экономических отношений Финуниверситета Павел Селезнев. "Трамп неоднократно говорил, что объем поддержки Киева со стороны США следует снизить, а значит, вся тяжесть должна лечь на плечи Евросоюза. Поэтому они и возвращаются к идее конфискации, но у этого решения есть масса минусов. Споры в рядах европейцев идут из-за того, что риски распределены между разными странами неравномерно. В Германии, Бельгии и Люксембурге говорят, что у них нет юридической базы для того, чтобы изъять активы России и направить их ВСУ. Зато у них есть деньги инвесторов из третьих стран, например, из арабских. Им явно не понравится, если Европа конфискует чужие деньги просто потому, что захочет", - объяснил эксперт.
За конфискацию выступают те страны ЕС, кому нечего терять, потому что там и так нет важной финансовой инфраструктуры, пояснил Павел Селезнев. "Проще говоря, расхлебывать последствия будут не они. Кроме того, есть интересы европейского бизнеса, который много лет инвестировал в Россию. Их деньги заблокированы на счетах типа C в нашей стране, у них остались здесь активы, и они совсем не хотят терять их безвозвратно. Поэтому внутри ЕС идет борьба", - добавил он.
Окончательный подрыв доверия к европейским институтам может привести к тому, что глобальные финансовые центры переместятся на Ближний Восток и в Азию, отметил Павел Селезнев. "Этого европейцы, конечно, сильно опасаются. Ведь сейчас они получают серьезные доходы от такого бизнеса и хотели бы получать и дальше. Это не говоря уже о крупных разовых потерях в результате ответных мер России", - сказал эксперт.
Несмотря на все минусы конфискации, нельзя совсем исключать, что ЕС все же пойдет на такой шаг, предупреждает доцент кафедры международного бизнеса Финуниверситета Максим Казанин. "Экономика европейских государств, лишенная привычного потока дешевых ресурсов из России, испытывает серьезные трудности. Прирост ВВП упал, а дополнительные сотни миллиардов позволят странам ЕС сгладить негативные процессы, хотя и не решат всех проблем. Нет гарантий, что эта логика под влиянием политического давления не возобладает", - заключил эксперт.