Стотысячный грузовой поезд Китай - Европа отправился со станции в деревне Туаньцзе в Чунцине 15 ноября и прибыл в Дуйсбург, Германия, 3 декабря. Поезд X8083 доставил разнообразные товары, в том числе электронику, транспортные средства и автозапчасти, комплектующие для машиностроения и бытовую технику. С момента запуска проекта в 2011 году грузовые поезда, курсирующие по железнодорожным маршрутам Китай - Европа, перевезли более 11 миллионов ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) общей стоимостью свыше 420 миллиардов долларов США.
Этот путь значительно преобразил глобальную торговлю, связав Китай и Европу. Став важнейшей частью международной логистической системы, маршрут поддерживает высокий уровень безопасности, стабильности и эффективности. Успех проекта подтверждает стремительное развитие железнодорожного коридора, соединяющего Китай и Европу, который способствует плавному и надежному перемещению товаров между континентами.
"Сервис грузовых поездов Китай - Европа стал важным инструментом для открытого сотрудничества и взаимной выгоды среди стран - участниц Инициативы "Один пояс, один путь". Создан новый всепогодный, высокоэффективный, экологичный и низкоуглеродный маршрут транспортировки, который стал востребованным международным общественным благом, - отметил Ли Чао, заместитель директора отдела политических исследований Государственного комитета по делам развития и реформ Китая. - Сервис грузовых поездов Китай - Европа меньше подвержен влиянию природных факторов, что обеспечивает высокую стабильность, его стоимость составляет лишь одну пятую от стоимости авиаперевозок, а время в пути - четверть от времени морских перевозок, что делает его крайне привлекательным для многих клиентов".
В прошлом году стоимость товаров, перевозимых по железнодорожному маршруту Китай - Европа, составила более 7 процентов от общего объема торговли между Китаем и Европой.
"Грузовые поезда Китай - Европа были запущены в ответ на устойчивый рост торговли между Китаем и Европой и получили дальнейшее развитие благодаря Инициативе "Один пояс, один путь", - заявил Ван Янкунь, руководитель Научно-исследовательского центра развития транспортных технологий при Институте комплексного развития транспорта Государственного комитета по делам развития и реформ Китая. - Несмотря на вызовы, такие как пандемия COVID-19 и кризис на Украине, этот сервис продемонстрировал свою устойчивость и превратился в жизненно важную артерию для трансграничных перевозок и логистики между Азией и Европой".
За последние 13 лет логистика грузовых поездов Китай - Европа значительно расширилась: от нескольких маршрутов до полностью интегрированной сети, охватывающей большую часть Евразии. В настоящее время сервис обслуживает 227 городов в 25 странах Европы и более 100 городов в 11 странах Азии. Это широкая и постоянно расширяющаяся сеть изменила ландшафт логистики между Китаем и Европой, предоставляя больше возможностей для бизнеса в различных регионах.
Кроме того, через эту сеть перевозится все более разнообразный ассортимент товаров. По данным Китайской государственной железнодорожной корпорации, оператора этого сервиса, поезда Китай - Европа транспортируют более 50 тысяч видов продукции, охватывающих 53 категории, включая автомобили, машиностроительную продукцию, электронные устройства и материалы для предотвращения эпидемий. Железнодорожный маршрут Китай - Европа создал более быстрый путь для торговли, позволяя китайским товарам, таким как электроника, бытовая техника и автомобили на новых источниках энергии, быстрее и дешевле перемещаться в Европу. Это обеспечило европейским потребителям более доступные предложения, а также открыло новые каналы для европейских производителей и бизнесменов, стремящихся выйти на китайский рынок.
Поезда, отправляющиеся из таких городов, как Цзинань и Циндао в провинции Шаньдун, сыграли ключевую роль в поддержке крупных компаний Haier и Hisense в международной торговле. По данным компании, на сегодняшний день более 20 тысяч предприятий-импортеров и экспортеров, использующих данный маршрут, отправили свыше 840 тысяч двадцатифутовых эквивалентных единиц товаров, которые были реализованы на сумму более 100 миллиардов юаней.
Маршрут в свою очередь упрощает поставки европейских товаров в Китай. Польше, обладающей давними традициями выращивания яблок, теперь проще экспортировать их на китайский рынок благодаря железнодорожному маршруту Китай - Европа. Если доставка грузов морем из Польши в Китай занимает около 40 дней, то по железной дороге этот путь сокращается до 14 дней. По данным компании, в прошлом году стоимость импорта польских яблок в Китай выросла на 23,2 процента по сравнению с 2022 годом.
В магазине беспошлинной торговли на железнодорожной станции Ханькоу в Ухане, провинция Хубэй, множество посетителей покупают зарубежные товары, доставленные грузовыми поездами из Европы. Ассортимент магазина включает товары из Германии, Италии, Польши, Турции, России и Казахстана, которые доставляются обратными рейсами поездов. Магазин предлагает более 10 тысяч наименований товаров, в их числе продукты питания, напитки, ремесленные изделия и косметика.
Ли Вэньянь, руководитель импорта беспошлинных товаров, доставляемых грузовыми поездами Китай - Европа в Хубэе, говорит: "Мы импортируем высококачественные и уникальные товары из стран вдоль железнодорожного маршрута в Китай. На данный момент импортируется более 10 категорий товаров, включая зерно, масла, продукты питания, напитки, товары мгновенного потребления, предметы домашнего обихода, личной гигиены и ремесленные изделия. Большинство этих товаров закупаются напрямую у производителей, что обеспечивает их разнообразие, высокое качество и выгодные цены. Наиболее популярны закуски, напитки и косметика. Благодаря налоговым льготам цены в наших магазинах становятся еще более привлекательными".
Помимо пользы для китайцев, этот коридор приносит выгоды и жителям Евразии. Так, благодаря грузовому маршруту, более 100 логистических компаний открыли свои офисы в порту Дуйсбурга, создав более 20 тысяч рабочих мест.
Кроме того, сервис облегчает транспортировку китайских товаров в Европу. Чэнь Сюй из офиса China Railway Container Transport в Ухане сообщил, что с помощью этого маршрута новые автомобили на новых источниках энергии из провинции Хубэй были доставлены в европейские страны. "Мы предлагаем клиентам комплексные логистические решения, включающие автомобильные, водные и железнодорожные перевозки, привлекая экспортные поставки новых энергетических транспортных средств из близлежащих регионов", - отметил Чэнь.