- В последние годы Беларусь и Кыргызстан активно развивают политические контакты, но потенциал экономического сотрудничества пока в полной мере не раскрыт. Что необходимо, чтобы связи развивались активнее?
Сергей Молунов: Ответ на этот вопрос дали в ходе 12-го заседания Белорусско-Кыргызской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, прошедшего в Бишкеке 28 ноября. Если коротко, то стороны изыскали резервы для увеличения взаимного товарооборота. С учетом анализа динамики нашего сотрудничества и перспективных взаимовыгодных проектов поставлена задача довести его объем до 500 миллионов долларов за предстоящие пять лет. Сделать это будет непросто, но вполне реально.
Для достижения цели акцент сделан на промышленной и транспортной сферах. Кроме того, по нашему общему мнению, значительную роль в увеличении взаимного товарооборота сыграют не только крупные предприятия. Ставка делается и на средний и малый бизнес. Определенные наработки есть в банковской сфере. Также ожидаем активизации двустороннего сотрудничества в аграрной отрасли, особенно в семеноводстве. Словом, стратегия развития взаимоотношений в экономике выработана. Далее уполномоченным органам и организациям двух стран следует лишь ее придерживаться. Мы убеждены, что при ответственном подходе ко всем озвученным инициативам результат будет обязательно достигнут.
- Память о Великой Отечественной войне, безусловно, относится к нашим общим ценностям. А есть ли между кыргызским и белорусским народом еще что-нибудь общее, о чем упоминают реже?
Сергей Молунов: Мы благодарны всем народам, участвовавшим в боях за свободу нашей страны, в том числе и кыргызскому. Без сомнения, события Великой Отечественной войны стали самыми трагическими в истории современной Беларуси. Наверное, нет нужды сейчас пересказывать все ужасы, выпавшие на долю нашей страны. Все это называется одним словом - геноцид.
Сегодня нашей прокуратурой возобновлено полноценное расследование по делу о геноциде белорусского народа,и, будьте уверены, мы назовем всех палачей поименно. Некоторые из них еще живы и очень боятся возмездия. Особенно это касается украинских и прибалтийских приспешников нацистов. Мы рассчитываем, что память о зверствах фашистов не будет предана забвению - в назидание потомкам.
Но, конечно же, нас объединяет не только Великая Отечественная война. Не менее важно, что основы нынешнего благосостояния наших народов в послевоенное время закладывались сообща. Когда разрушенная в 40-е годы XX века наша республика нуждалась в скорейшем восстановлении, на помощь пришел весь Советский Союз. В том числе, подчеркну, и выходцы из Киргизской ССР. В свою очередь когда уже Кыргызстану понадобились высокопрофессиональные кадры в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других сферах, мы смогли подготовить их в Беларуси. Многие из них сделали успешную карьеру и продолжают работать на благо Кыргызстана. По сей день в республике успешно действует общественное объединение "Выпускники белорусских вузов", с которым активно взаимодействует наше посольство.
К слову, тема получения образования в Беларуси очень актуальна в наших двусторонних отношениях и сегодня. Мы ждем кыргызстанцев в наших вузах. в том числе и по грантовой программе президента Беларуси. Очередной набор начнется уже совсем скоро, и мы призываем всех, кто заинтересован в качественном обучении, следить за социальными сетями и сайтом нашего посольства, где оперативно размещается вся необходимая информация.
- Не так давно в Беларуси впервые прошли дни культуры Кыргызстана. Помогло ли это жителям вашей республики взглянуть на дружественную страну под иным ракурсом, как-то по-другому, может быть, открыть для себя что-нибудь новое?
Сергей Молунов: Да, к сожалению, после распада СССР многие связи между нашими странами были разорваны, поэтому прошедшие в прошлом году в Кыргызстане Дни культуры Беларуси и ответный визит кыргызстанских мастеров в нашу страну - уже в 2024-м - позволил двум народам заново открыть друг друга. Подчеркну, что оба мероприятия прошли с успехом. Поэтому сегодня на всех уровнях мы стремимся отстаивать нашу позицию: необходимо продолжать активное взаимодействие в сфере культуры. Рассчитываем, что профильные ведомства инициируют, а затем и реализуют мероприятия, которые позволят нам сблизиться еще больше. Мы не сомневаемся, что такое сотрудничество взаимно обогатит наши народы.
- После череды так называемых цветных революций выборы в постсоветских странах нередко ассоциируются у многих граждан с чем-то тревожным. На ваш взгляд, когда избирательный процесс перестанет сопровождаться ожиданием нестабильности? И когда мы перестанем оглядываться на оценки из дальнего зарубежья?
Сергей Молунов: Беларусь уже несколько десятилетий не придает особого значения иностранным оценкам наших электоральных кампаний. Особенно - исходящим от Запада. Все выборы мы проводим исключительно в интересах своего государства и в рамках белорусской Конституции. На наш взгляд, все зарубежные оценки могут сводиться только к соответствию либо несоответствию прошедших выборов Основному закону Республики Беларусь. Если нарушения есть, уполномоченные органы всегда на них реагируют. Но на моей памяти крупных инцидентов, способных повлиять на итоги кампании, уже, наверное, четверть века не было. Это могут подтвердить многочисленные иностранные наблюдатели, в том числе и из Кыргызстана.
Западные партнеры оценивают выборы на соответствие каким-то "демократическим нормам". При этом о том, где последние прописаны, кем и когда установлены и почему мы как суверенные и независимые государства должны во всем им следовать даже в ущерб национальному законодательству, никто не говорит. Собственно, сегодня мы уже понимаем, что западные оценки выборов не более чем инструмент давления на действующую власть в попытке заставить следовать в фарватере политики США и ЕС, а также контролируемых ими международных организаций. А их наблюдатели традиционно приезжают с заготовленными текстами, в которых уже заранее вписаны негативные оценки. Поэтому, повторюсь, мы не придаем им значения.
Что же касается "тревожности", как вы это называете, то не только нас, я имею в виду постсоветские страны она охватывает в период выборов. Сегодня мир находится на очередном переломном этапе своего развития, и ни одна страна мира не может чувствовать себя спокойно, особенно в такой уязвимый период, как электоральный. Посмотрите, в какой атмосфере проходили недавние президентские выборы в "цитадели демократии" - США. На фоне явного раскола общества там четко зазвучали нарративы о возможном начале гражданской войны. Даже фильм об этом сняли.
Вы же видите в какой, мягко говоря, неспокойной обстановке проходят президентские и парламентские избирательные кампании в западноевропейских и близких им странах. Каким противостоянием, давлением и беспорядками они сопровождаются. И если это называется настоящей демократией и за этим следуют циничные нравоучения, адресованные нам, то иными выражениями как "верх лицемерия", "торжество пост-правды" это назвать нельзя.
Важно понимать, что сегодня происходит формирование многополярного мира, чего прежний гегемон допустить не собирается. Западные игроки не планируют уступать позиции и задействуют весь доступный инструментарий для дестабилизации стран-соперников. Таким образом, судя по всему, в ближайшей перспективе под угрозой дестабилизации будут находиться многие страны, и не только евроазиатского региона. А для того, чтобы не допустить хаоса и развала государства, нужны сильный лидер, сильная власть и сплоченный вокруг них народ. Жить в суверенном государстве, по собственным законам - дорогого стоит.
- На постсоветском и евразийском пространстве параллельно работают несколько интеграционных проектов. Один из них - СНГ, потерявший в последнее десятилетие часть участников. Что могло бы вернуть в Содружество другие постсоветские страны? И нужно ли? Не стоит ли нам - ближайшим союзникам - акцентировать больше внимания на ЕАЭС или ШОС?
Сергей Молунов: Вопрос о сохранении СНГ периодически возникает, как правило у различного рода экспертов. Однако серьезные политики, к числу которых без сомнения, относятся и президент Беларуси, и глава Кыргызстана, неоднократно повторяли, что потенциал Содружества далеко не исчерпан.
Действительно, с появлением ЕАЭС и ШОС кому-то могло показаться избыточным членство в СНГ. А я напомню о наличии еще и Союзного Государства Беларуси и России, в котором у нас достигнута наивысшая степень экономической интеграции среди стран бывшего СССР. Кроме того, действительно, есть государства, прекратившие сейчас взаимодействие в рамках Содружества. Но время идет, меняются политические нарративы и люди, их отстаивавшие. И придет время, когда общение придется возобновить. В этом случае площадка СНГ позволяет безболезненно для всех сторон начать порой трудный, но перспективный разговор. Мы убеждены: когда Содружество заработает на полную мощность, да еще получит сопряжение с ШОС и БРИКС, его экономический потенциал позволит сделать его странам-членам рывок во многих сферах.
- Если мы не ошибаемся, по базовому образованию вы историк. Исходя из этой вашей ипостаси, каким, как полагаете, будет видеться наше настоящее потомкам?
Сергей Молунов: Очень непростой вопрос. Мы живем в крайне сложное время, в период глобальных противоречий и конфликтов, перехода, как я уже сказал ранее, от однополярного мира к более справедливому многополярному. Бóльшая часть человечества не желает и дальше жить в условиях неоправданной гегемонии откровенного цинизма, лицемерия и двойных стандартов другой, считающей себя исключительной, меньшей части. Последняя активно сопротивляется необратимому процессу.
Я бы хотел, чтобы потомки жили в более взаимоуважительном мире, а наше настоящее виделось бы им как естественный период противоборства добра со злом, борьбы за справедливый порядок.
- В Кыргызстане вы работаете недавно. На что обратили внимание в первую очередь?
Сергей Молунов: На очень комфортную атмосферу во время контактов как с официальными лицами в ходе встреч и переговоров, так и с обычными гражданами на улице, на рынке, в магазине. Я не сталкивался с недружелюбием либо настороженностью. Мне импонирует открытость, готовность помочь, дружественное и уважительное восприятие белорусов и Беларуси в целом. Я это очень ценю и дорожу таким отношением кыргызстанцев к моей стране.
- Чем, на ваш взгляд, интересна Беларусь для кыргызстанцев?
Сергей Молунов: Полагаю, интерес кыргызстанцев можно объяснить не только с точки зрения так называемого познавательного туризма. Хотя и в этом случае горцам будет интересен наш красивый равнинный ландшафт с густыми лесами и голубыми озерами. Только у нас, не выезжая в западные страны, вы сможете посетить настоящие средневековые замки и увидеть многое другое, что связывает Беларусь с древней европейской культурой.
Многим будет интересен и полезен рекреационный туризм. В нашей стране есть множество санаториев и домов отдыха, предоставляющих широкий спектр услуг. А кого-то, возможно, заинтересует медицинское направление. Многие хирургические операции в Беларуси выполняются на высоком профессиональном уровне при цене более низкой, чем в других странах нашего региона.
И конечно же, многим будет важно посетить памятные места, связанные с периодом Великой Отечественной войны. Ведь некогда мы вместе защищали нашу общую Родину и многие сыновья Кыргызстана остались лежать в белорусской земле.
В целом, убежден, что каждый кыргызстанец найдет для себя что-то новое и интересное в Беларуси. Ведь, несмотря на расстояние и, может быть, некоторые различия, мы все же очень близкие друг другу народы.
- В начале 2025 года в Беларуси пройдут выборы президента. Какое влияние они могут оказать на ситуацию в СНГ и в Восточной Европе?
Сергей Молунов: Да, действительно, выборы главы государства назначены белорусским парламентом на 26 января. Хочу подчеркнуть, что внутренняя социально-политическая обстановка в нашей республике стабильна, а экономика демонстрирует рост, в чем можно легко убедиться. Но главное, наш народ чувствует заботу государства и его лидера.
Беларусь под руководством действующего президента последовательно демонстрирует миролюбивую внешнюю политику. Растет международный авторитет республики. Об этом убедительно свидетельствует ее вступление в текущем году в ШОС, а также получение статуса государства-партнера в БРИКС. Иными словами, у меня нет и тени сомнения, что белорусы вновь окажут доверие нынешнему президенту. В свою очередь, на ситуации как на постсоветском пространстве, включая СНГ, так и в Восточной Европе и мире в целом его переизбрание отразится исключительно позитивно.
Во-первых, в международной практике диалог с предсказуемым партнером во многих случаях может стать залогом стабильных межгосударственных отношений. Особенно, между дружественными странами, которыми являются члены СНГ. Что касается Восточной Европы, то это ведь не только Польша, руководство которой пока не стремится выстраивать с нами добрососедские отношения в угоду своим заокеанским хозяевам. Есть, например, Словакия и Венгрия, с которыми Беларусь осуществляет конструктивное взаимодействие. Да и с некоторыми другими странами региона у нас все неплохо складывается. Их представители в кулуарах жалуются нам на давление Брюсселя и Вашингтона. Мы готовы подождать, когда Восточная Европа станет несколько более самостоятельной в принятии решений.
Во-вторых, наша страна уже более двух десятилетий выступает в качестве удобной переговорной площадки для конфликтующих сторон. Беларусь не является источником угроз и у нас нет территориальных претензий ни к одному государству мира. Это тоже ценят наши партнеры.
В-третьих, сильный и мудрый лидер государства вызывает уважение не только у наших друзей по международному диалогу, но и у недругов суверенной Беларуси. Такого человека нельзя подчинить воле иностранной державы, но всегда можно договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. И это прекрасно знают на Западе. Во взаимоотношениях с ЕС и США мы переживали разные периоды, но неизменно возвращались на путь нормализации. Там прекрасно знают, что наш лидер держит свое слово, а значит, с ним можно и нужно иметь дело.
Убеждены, что и в этот раз диалог с нашими западными соседями возобновится, поскольку трезвомыслящие люди понимают, что полная стабильность в Европе без стабильной Беларуси невозможна. И на сегодняшний день только действующий глава государства может ее гарантировать. Альтернатив ему в Беларуси мы не видим.