"Мы не проводим валютные операции, исходя из уровня курса рубля, либо даже из повышенной волатильности. Потому что рынок должен найти равновесие. Если мы начнем проводить валютные интервенции в моменты повышенной волатильности, то у участников рынка будет ощущение, что курс сейчас искусственный, потому что он поддерживается Центральным банком. И если Центральный банк уйдет, то будет дополнительное ослабление курса", - пояснила Набиуллина. Она добавила, что курс российской валюты должен оставаться плавающим, чтобы было больше доверия к рыночному характеру курсообразования.
В конце ноября на фоне укрепления доллара и очередного этапа антироссийских санкций курс рубля начал резко снижаться. В частности, 27 ноября курс доллара превышал 111 руб., евро - 116 руб. На спекулятивном форекс-рынке курс был еще выше. На этом фоне Банк России прекратил покупать иностранную валюту на внутреннем рынке в рамках зеркалирования операций минфина по бюджетному правилу. Это погасило панику на валютном рынке. Тем не менее курс рубля к доллару и евро с конца ноября сохраняется в основном на трехзначных отметках.
В том числе и с ослаблением рубля связано и сохранение высокого уровня инфляционного давления в экономике, указал ЦБ в релизе по ставке по итогам заседания регулятора 20 декабря. На нем Банк России решил сохранить ключевую ставку на уровне 21% годовых.
Плавающий курс рубля действует в России с конца 2014 года. Это означает, что ЦБ не вмешивается с валютными интервенциями в рыночное образование курса рубля, определяемое спросом и предложением. Тем не менее этот подход не означает полного отказа от валютных интервенций, они могут применяться в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.