Последние годы были ознаменованы небывалыми вызовами: от украинского кризиса до палестино-израильского конфликта, от эскалации напряженности в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе до раскручивания маховика западной политики гегемона. КНР пытается купировать эти вызовы проведением политики построения глобального сообщества единой судьбы с одной стороны, а со стороны другой - путем наращивания собственного национального потенциала.
В выполнении последней задачи особую роль играет принцип "одна страна, две системы", который интегрирует новые территории КНР в систему общенационального развития, превращает их в новые хабы глобального сотрудничества. В 2024 году отмечалось 75-летие Китайской Народной Республики, 25-й юбилей возвращения Аомэня под юрисдикцию КНР и пять лет Плана развития "региона Большого залива" Гуандун - Сянган - Аомэнь. Специальные административные районы КНР Сянган и Аомэнь были плотно интегрированы в китайский план XIV пятилетки как важные регионы для продвижения политики открытости Китая внешнему миру. Они стали "новым рубежом" для интеграции и обменов Китая с миром.
Китай постоянно совершенствует принцип "одна страна, две системы", свидетельством чему - принятие в 2020 году Закона о защите национальной безопасности Сянгана. Доминирующим направлением политики КНР в отношении ее специальных административных районов стало укрепление системы всеобъемлющего централизованного управления, их интеграция в общенациональную экономическую систему. Сянган и Аомэнь стали новыми площадками развития китайской нации, ее новыми окнами в мир, рычагами построения глобального сообщества единой судьбы.
"Одна страна, две системы" - это стратегическая концепция Китая, направленная на решение вопроса мирного национального воссоединения. Это грандиозный институциональный, экономический и культурный эксперимент. Его успех станет лучшим примером того, как преодолеть мышление времен "холодной войны" и двигаться к эпохе общей судьбы, а его провал приведет к регрессу в практике всеобщего мирного развития.
Опыт Сянгана и Аомэня показывает, что принцип "одна страна, две системы" - крайне гибкий инструмент, который применим и к решению тайваньского вопроса. Ее дифференцированный инструментарий демонстрирует различные формы взаимодействия китайской цивилизации с британской протестантской, португальской католической, молодой американской цивилизациями. В отличие от глубоко вестернизированных Сянгана и Тайваня, Аомэнь обладает глубокой исторической основой "патриотизма и любви" к большому Китаю, высокой готовностью к интеграции в общий план национального развития. Это является самым большим преимуществом Аомэня в претворении принципа "одна страна, две системы".Именно на принципе "одна страна, две системы" выстроен основной закон Аомэня. Он формирует правовую основу и порядок функционирования специального административного района Аомэнь, имеет свою уникальную специфику, подчеркивает роль Аомэня как уникального моста между Китаем и Западом.
Основной закон Аомэня создает сбалансированную демократическую систему, основанную на принципах "патриотизма и любви к Аомэню" и "Аомэнем управляют аомэньцы". Система национальной безопасности и верховенства закона, а также система патриотического образования являются выдающимися достижениями в практике "одна страна, две системы".
Аомэнь следует принципу умеренной диверсификации в своей стратегии экономического развития. Он интегрируется в общекитайскую экономическую систему. Лучший тому пример - зона углубленного сотрудничества Гуандун - Аомэнь в китайском Хэнцине. Аомэнь обладает и ролью связующего звена между Китаем и португалоязычными странами. Это также знаменитый международный центр туризма и досуга, инноваций и развития новых отраслей промышленности.
В последние годы роль Аомэня в "регионе Большого залива" Гуандун - Сянган - Аомэнь становится все более значимой. Через "регион Большого залива" Аомэнь интегрируется в экономику большого Китая. План развития "региона Большого залива" и XIV план национального социально-экономического развития КНР четко определяют стратегическую роль Аомэня, указывают направление и траекторию интегрированного развития Аомэня, определяют роль Аомэня как моста между материковым Китаем и миром. В будущем в Аомэне продолжит шириться социально-политическая основа патриотического управления. Сбалансированная позиция центрального правительства по поддержке интеграционного развития Аомэня и развития открытости не изменится. Вместе с тем необходимо своевременно выявлять и решать вопросы, с которыми столкнется развитие Аомэня в будущем. Необходимо совершенствовать систему управления Аомэнем, диверсифицировать его экономику, поддержать развитие науки и образования, усовершенствовать бизнес-среду в зоне сотрудничества в Хэнцине, найти баланс между сотрудничеством и конкуренцией территорий "региона Большого залива", повысить иммунитет Аомэня к внешним рискам.
Названные задачи обусловлены историческими, институциональными и политическими условиями и должны выполняться правительством специального административного района Аомэнь и обществом Аомэня при поддержке центрального правительства, с тем чтобы еще больше повысить глубину и качество интеграции Аомэня в структуру национального развития. У нас есть все основания полагать, что благодаря устойчивому развитию на основе принципа "одна страна, две системы" значительно расширятся перспективы Аомэня в плане поддержания долгосрочного процветания и стабильности, внесения уникального вклада в возрождение страны и новую глобализацию.