Он собирает тишину под пулями

Он собирает тишину под пулями

Лауреат премии "Слово" Дмитрий Филиппов: Русский писатель всей жизнью должен отвечать за свои слова
Сергей Булкин/ТАСС

Он собирает тишину под пулями

Лауреат премии "Слово" Дмитрий Филиппов: Русский писатель всей жизнью должен отвечать за свои слова
22.12.202414:53
Максим Васюнов
Когда Дмитрия Филиппова, писателя и чиновника, ушедшего добровольцем на фронт, спросили, мечтал ли он, что получит за автобиографический роман "Собиратели тишины" самую крупную литературную премию России, он сначала улыбнулся, а потом, через короткую паузу, признался: "Я работал над книгой, когда шел штурм Авдеевки, и все, о чем я тогда думал - лишь бы успеть дописать". Писал он ручкой, карандашом, что-то успевал набить в блокноте мобильного телефона. А выходило: написано - кровью. По-другому о братьях нельзя. Иначе - неправда. Иначе промах.

Свою книгу, вышедшую в АСТ, Дмитрий впервые увидел за несколько минут до того, как ее назвали лучшей в первом сезоне нацпремии "Слово". Но дождаться, когда она окажется на прилавках - не смог. Торопился на фронт. Единственное что он успел - перед тем, как сесть в машину и умчаться по дороге "Дон" к своим, - дать интервью "Российской газете".

Когда я на вручении премии "Слово" говорил журналистам, что единственное, о чем я в тот момент думал, - это как бы успеть дописать книгу, - я не лукавил. Так оно и было. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

Дмитрий, давайте для начала напомним читателям, что "Собиратели тишины" - далеко не первая ваша книжка, а СВО - не первый ваш боевой опыт…

Дмитрий Филиппов: Да, это так. Я принимал участие в контртеррористической операции на территории Чеченской республики, служил там старшим сапером. И хотя еще в детстве знал, что буду писателем, просто знал и все, - только после Чечни я всерьез решил заняться прозой. Потому что любая война требует художественного осмысления. Тогда, в частности, я написал повесть "Билет в Катманду". При этом я никогда не считал себя исключительно военным писателем, и даже сознательно старался уйти от этого клише, хотя жизнь упорно возвращала меня к этой стезе. Сначала поступило предложение от издательства "Молодая гвардия" написать книгу в серии ЖЗЛ о героях битвы за Ленинград, потом началась специальная военная операция…

В мирное время вы тоже служили. Чиновником. Что дал вам этот опыт?

Дмитрий Филиппов: Получилось так, что после армии я работал в Доме молодежи в Петербурге, там меня заметили и взяли на госслужбу. Это каторжный труд. И очень неблагодарный. Потому что если у человека все хорошо, он о чиновнике даже не вспоминает. Но если где-то что-то не так - все, пиши пропало, ты тут же становишься мишенью, на тебя пишут жалобы, доносы, обращения в прокуратуру.

Все мои коллеги были настоящими трудягами, никто не жалел себя ради других. Это в чем-то похоже на то, что я увидел на фронте: служение своей стране не за звания и не за награды.

Давайте здесь уточним - на фронт вы ушли как чиновник или как писатель? Согласитесь, ситуации, да и мотивы, разные.

Дмитрий Филиппов: Сегодня в литературном мире идет разговор о двух писательских позициях. С одной стороны, есть писатели, которые живут в башне из слоновой кости и расчёсывают свои собственные психологические травмы. Вторая позиция - когда писатель в миру, живёт в обществе, во времени, в историческом контексте… И всё это на него влияет. Мне ближе именно эта позиция.

После армии я работал в Доме молодежи в Петербурге, там меня заметили и взяли на госслужбу. Это каторжный труд. И очень неблагодарный. Фото: Из архива Дмитрия Филиппова

Есть и другой момент. Русский писатель, на мой взгляд, всей жизнью должен отвечать за свои слова. Только тогда они будут иметь вес. Если ты пишешь и говоришь, что любишь Родину, значит, должен быть готов эту Родину защитить. До войны многие рвали на себе тельняшки, сидя в кафе и в ресторанах: да если будет надо, мы до Берлина снова дойдем, да если вдруг скажут, что война, мы первыми прибежим в военкомат! Были же такие разговоры? Были. При этом где-то в подсознании все равно держалась мысль - ну какая война в XXI веке, никогда Родина уже не позовет, ну что вы! А она взяла и позвала. И каждый остался перед сложным выбором один на один.

Я как русский человек, как русский писатель, как гражданин своей страны понял, что не смогу смотреть на себя в зеркало по утрам, если останусь дома. Мне будет стыдно размахивать триколором на патриотических концертах, пока мои ровесники воюют. Я попросил свое руководство снять с меня бронь, которая полагается госслужащим, и отправился в военкомат.

Главный герой вашего романа - тоже чиновник. И он тоже уходит на СВО и оказывается среди участников штурма Авдеевки. Не будет спойлером, если скажу, что в книге подробно описана эта операция, в том числе в ней говорится о той самой легендарной дренажной трубе, по которой наши штурмовики зашли в тыл противника. Вы сами по этой трубе прорывались?

Дмитрий Филиппов: Нет, но мои товарищи по ней прорывались. Я в это время работал с группой БПЛА, делал боеприпасы для дронов-камикадзе, чтобы поддерживать наших штурмовиков с воздуха, мы атаковали промзону и базу отдыха Царская Охота, которую боевики превратили в крепость. Это южный фланг Авдеевки. Бои были тяжелейшие, лютые. И там, пожалуй, я впервые увидел то, что в общем сознании называется войной.

Поэтому, когда я на вручении премии "Слово" говорил журналистам, что единственное, о чем я в тот момент думал, - это как бы успеть дописать книгу, - я не лукавил. Так оно и было.

Были случаи, когда казалось, что не допишете?

Дмитрий Филиппов: Мы работали на Авдеевской промзоне с товарищем, позывной Калина. У нас была задача дистанционно из гранатомётов заминировать пути ротации противника. А чтобы вы понимали, промка в тот момент была как аппендицит, который вклинивался в оборону противника. Впереди враг, справа и слева - тоже враг. И они всё круглосуточно контролировали - как только какое-то движение замечали, сразу же туда начинали лететь мины, дроны…

Я как русский человек, как русский писатель, как гражданин своей страны понял, что не смогу смотреть на себя в зеркало по утрам, если останусь дома. Фото: Из архива Дмитрия Филиппова

Мы с Калиной выполнили задачу и уже возвращались к своим, естественно - бегом, до безопасной зоны нам оставалось, наверное, метров 150-200… Но где-то на середине пути нас поймал дрон-камикадзе. Стало понятно - кто-то из нас до своих не добежит.

И Калина ушёл с тропы, пропуская меня вперёд.

Взрыв раздался где-то в трёх-четырёх метрах от меня, я упал, и, падая, видел, как Калина погиб. Дрон сработал четко по нему.

Он был настоящим русским богатырем. Здоровый, бородатый, добрейший, искренний, честный, справедливый. Он и погиб как богатырь - положив жизнь свою за други своя.

Я с вами сейчас разговариваю благодаря Калине. И благодаря Калине я дописал свою книгу.

Но, кажется, истории о Калине в книге нет…

Дмитрий Филиппов: О нем будет отдельная повесть. Написать о нем в книге я просто не смог, все было еще очень рядом. До сих пор, как начинаю об этом думать, у меня комок в горле. Еще не пережилось, не улеглось.

И все же в моей голове пока не укладывается - как среди ада войны вы смогли написать целую книгу. Причем такую правдивую.

Дмитрий Филиппов: На самом деле, часть книги уже была написана до СВО, и главный герой, чиновник, который координирует работу поисковых отрядов, был придуман еще тогда. И описания боев Великой Отечественной войны - тоже родились тогда, я специально восстанавливал некоторые сражения по архивным документам, это была большая работа. Например, восстановил по часам один из эпизодов сражения за Пулковские высоты.

Но дописать книгу не успел - началась СВО. А уже на фронте начали появляться зарисовки, очерки, потом - рассказы. Даже стихи пошли, хотя стихов я никогда не писал. И в какой-то момент я понял, что все это складывается в одну линию, где есть один герой, прошедший огонь и воду, где есть мостик между Великой Отечественной и спецоперацией… Где есть истории моих фронтовых товарищей. Стало понятно - это одна книга. И вот когда это стало понятно, начался штурм Авдеевки…

Многие критики уже назвали вас продолжателем "лейтенантской прозы", согласны?

Дмитрий Филиппов: Литературные "лейтенанты" заявили о себе не во время войны, а лет через пять-десять после Победы. Их новизна и сила была в том, что они о войне писали правдиво, искренне, с болью от пережитого, но и с гордостью за русского солдата. Сейчас другое время - вся информация с фронта в деталях передается в режиме онлайн через мессенджеры. У читателя сегодня нет информационного голода, но есть голод по художественному осмыслению событий.

Мы с моими товарищами собирали эту тишину своими руками. Смертельно опасную тишину. Фото: Из архива Дмитрия Филиппова

Я точно не говорил себе - сяду-ка я, напишу книгу в духе лейтенантской прозы. Все это не так работает. Ты пишешь, как слышишь, как дышишь.

Собиратели тишины - это образ? О ком идет речь?

Дмитрий Филиппов: У нас в роте была любимая фраза: "Сапёры любят тишину". Считается, что сапер хорошо отработал тогда, когда его никто не заметил, когда вокруг него сохранилась тишина. Мы с моими товарищами собирали эту тишину своими руками. Смертельно опасную тишину. Наверное, так можно расшифровать название романа.

Вы приехали в Москву прямо с передовой, провели в мирной тишине несколько дней. Это та самая тишина, ради которой вы сражаетесь на фронте?

Дмитрий Филиппов: Это очень важный вопрос, над которым я сам много думал в эти дни. С одной стороны, мы воюем там для того, чтобы здесь всё было спокойно и хорошо. Мы рискуем там жизнями, чтобы здесь наши семьи, наши дети, наши друзья и соседи жили спокойно.

Национальная литературная премия "Слово" - огромный прорыв в нашей литературной действительности. Это радует и внушает определенные надежды - когда просыпается культура, просыпается и все общество. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

С другой стороны, солдату очень важно знать, что за его спиной стоит страна. Что там, в тылу, очень многие люди плетут сети, вяжут носки, молятся, переживают. Это дает силу солдату.

И да, очень многие и молятся, и сети плетут. Но хотелось бы, чтобы вовлечено в это было еще больше людей.

Еще в эти дни вспоминал строки из "Реквиема" Анны Ахматовой: "Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".

Мы на фронте ждем поддержки от нашей культуры. Подвижки к этому есть. Та же Национальная литературная премия "Слово" - огромный прорыв в нашей литературной действительности.

Дословно

Избранные стихотворения Дмитрия Филиппова с фронта

***

  • Ты мне пишешь, что выпал снег,
  • Бахромою укутав сосны…
  • Драгоценный мой человек!
  • Необъятный мой свет, мой космос!
  • А на улице… Вот бедлам!
  • И снежки, и замерзшие слезы.
  • По волшебным спешат делам
  • Захмелевшие дедморозы.
  • Ты мне пишешь, что каждую ночь
  • Просишь Бога явить нам милость.
  • Что взрослеет без папы дочь,
  • Что тебе наша свадьба снилась.
  • Пусть зима и метели пусть,
  • Пусть молитвенник в изголовье.
  • Отвечаю, что я вернусь.
  • Я живой! Из Донецка с любовью!

11.02.2023

Под Авдеевкой

  • "Мы умрем под Авдосом", - сказал мне на выходе смежник,
  • Поглядев немигающим взглядом и руку подав.
  • Будет солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
  • И положит мне лапы на плечи век-волкодав.
  • Позывные оставшихся в поле у "Царской охоты"
  • Утекают сквозь пальцы, но память хранит имена.
  • Я не сплю по ночам и часто курю отчего-то.
  • Я пока еще жив. Я пока еще жив. Я пока…
  • Как побитые птицы - идут, ковыляют по роте
  • Те, с кем раньше шутил, собирая нехитрый багаж.
  • Я и сам, как подранок, кричу, кувыркаюсь в полёте,
  • Я как дрон-камикадзе, пикирую к "Царской охоте",
  • Чтоб на бреющем врезаться точно в немецкий блиндаж.
  • Нас не надо жалеть, у военных другие замашки.
  • Человек выживает не хлебом и страхом одним.
  • Мне всю жизнь будут сниться Туманы, Мосты, Чебурашка
  • И пропитанный смертью, горящий в огне Коксохим.
  • Пацаны из Москвы, Ленинграда, Донецка, Ростова
  • Навалились на стену всей мощью натруженных плеч,
  • Чтоб в осенней степи растворилась увядшая мова,
  • Чтоб в Авдеевке вновь зазвучала русская речь.
  • "Мы умрём под Авдосом, - сказал мне на выходе смежник. -
  • Или выживем. Тут как получится. Надо суметь".
  • Этой ночью мне снился убийственно белый подснежник
  • И буграми заросшая, дикая дивная степь.

03.11.2023

Снег

  • Сегодня снег, а значит, выходной,
  • И спят в коробке дроны-камикадзе.
  • И значит, враг останется живой,
  • Успеет написать письмо домой
  • С коротким и безрадостным рассказом
  • О том, что с неба валит мокрый снег
  • И засыпает тропы и траншеи.
  • И пишет, пишет бедный человек,
  • О том, что жуткий двадцать первый век
  • Обвился синим скотчем вокруг шеи.
  • А завтра с первым солнечным лучом
  • Проснутся "птицы" после снежной ночи.
  • И полетят на запад. А потом
  • Найдут блиндаж, где человек с письмом
  • К себе их манит ярко-синим скотчем.
  • И человек, скорей всего, умрёт.
  • Умрёт письмо в изношенной разгрузке.
  • Всё будет так, а не наоборот.
  • И всё же… Пусть подольше снег идёт.
  • Пушистый. Мягкий. Милосердный. Русский.

09.02.2024

Русская женщина

  • На мужчину в форме смотрит тепло и ласково,
  • Не сестра, не жена, не невеста и не любовница, -
  • Она ищет на карте Нетайлово и Уманское
  • И молится, каждую ночь истово молится:
  • "Золотые мои, мы укрыты за вашими спинами!
  • Наши братья, отцы, мужья и родные дети…
  • Господи, сохрани их всех, всех до единого!"
  • …А утром опять уходит плести масксети.
  • Понимает, что всех до единого не получится,
  • Покупает на рынке малину или смородину.
  • Не жена, не сестра, не невеста и не разлучница.
  • Просто женщина. Просто русская. Просто Родина.
  • И вернувшись домой живым (так судьбой завещано),
  • Буду твёрдо знать, что досталась мне эта милость,
  • Потому что в далёком селе русская женщина
  • Очень искренне за меня молилась.

25.05.2024

ЖЕНЕ

  • Да я то что, я жив-здоров вполне.
  • Воюем, бьём фашистов, как и прежде.
  • Поставьте памятник моей жене,
  • Что год уже живёт одной надеждой.
  • Что вопреки всему - честна, верна,
  • Ревёт в подушку тёмными ночами.
  • Живёт в тылу солдатская жена,
  • И каждый день воюет вместе с нами.

02.01.2024

Из романа Дмитрия Филиппова "СОБИРАТЕЛИ ТИШИНЫ" (издательство "АСТ")

Марина

Здание подготовили к подрыву за два часа. Уложили заряды из мин ТМ-62 по углам и несущим стенам, соединили в цепь, кинули магистральную линию в подвал, проверили подрывную машинку. Всего тридцать мин в зарядах. Страшная сила. Два дня назад в пятиэтажку прилетела ракета, предположительно HARM, сложились два нижних этажа. Чтобы не допустить дальнейшего обрушения, командование приняло решение снести ещё три верхних. Пока укладывали заряды - пробежались по квартирам.

...Когда-то здесь жили работники, обслуживающие железную дорогу: машинисты, диспетчеры, ремонтники… В стенах зияли чёрные, ощерившиеся битым кирпичом дыры.

В разбитых квартирах ещё сохранилась мебель: шкафы, кровати, секретеры, даже холодильники. Впрочем, всё было посечено осколками. Командир рассеянно скользил взглядом, потом оживился, в глазах его потеплело.

- Смотри, Кирюха…

Со стены на них глядел портрет молодой девушки, написанный цветными карандашами или мелками. Длинные русые волосы, тонкие черты лица, взгляд синих глаз прямой и чистый. Видно было, что хозяева уезжали в спешке, взяв только самое необходимое. Портрет оставили, надеясь когда-нибудь вернуться.

Девушка была милой и улыбалась бойцам будто из другой жизни.

- Давай в роту возьмём.

- Зачем?

- А зачем он здесь? Сейчас подорвём всё…, и ничего не будет. Жалко. Красивый.

Вожак снял портрет со стены, и бойцы забрали его с собой. Вечером повесили в роте, в коридоре. И в этом желании сохранить что-то из той, прошлой жизни, таилась вся суть их громкой работы. Жест надежды. Желание победить смерть.

- Как думаешь, она жива? - спросил Вожак у Спрута в роте.

- Не знаю. Надеюсь, что да.

- Даже если она сейчас в Киеве?

- Даже если так.

Парни помолчали.

- Давай дадим ей имя, - предложил Вожак.

- Давай. Мне кажется, её зовут Лика.

- А я думаю, Марина.

- Почему Марина?

- А почему Лика?

- Ну, ей подходит это имя.

- Марина тоже подходит.

- Ну, пусть будет Марина.

Теперь Марина провожает роту на выезды, улыбается и поддерживает светлым взглядом: всё будет хорошо, вы вернётесь, парни. И они возвращаются. Усталые, грязные, проходят мимо портрета. И Марина снова смотрит на них и улыбается: вот видите, я же говорила!

Да, Марина, ты говорила. Всё будет хорошо, девочка… Милая…

Я точно не говорил себе - сяду-ка я, напишу книгу в духе лейтенантской прозы. Все это не так работает. Ты пишешь, как слышишь, как дышишь. Фото: Из архива Дмитрия Филиппова