Как Рыльск восстает из руин после теракта ВСУ

В первые минуты после варварского обстрела город лежал в дымящихся руинах: пять человек погибли, 14 - до сих пор под наблюдением врачей, среди них подросток и беременная женщина. Но сразу же после удара местные власти и неравнодушные и отважные вышли на улицы - помочь пострадавшим и самому Рыльску. Жители признаются, что уже приготовились жить без воды и газа, но этого не случилось.
Из 17 разбитых и поврежденных объектов культурного наследия четыре - федерального значения.
Из 17 разбитых и поврежденных объектов культурного наследия четыре - федерального значения. / Правительство Курской области

Этот удар - очередное испытание для приграничного города. "Враг бьет, потому что нам завидует", - говорят они. И надо сказать, есть чему. Уютные улочки, старинные здания, стены в "каменном кружеве", "игрушечные" домики с палисадниками у окон, величественные храмы... 238 рыльских зданий - не просто объекты культурного наследия. Всю жизнь эти многовековые стены содержались по-хозяйски ответственно. И тогда, в грохочущем августе, и сейчас, когда город накрыли из РСЗО, люди и скорбят по погибшим, и сочувствуют раненым, и плачут, глядя на разбитые снарядами и закопченные пожарами здания.

О самом обстреле рассказывают сдержанно. "Знаете, все случилось буквально за четыре минуты, я имею в виду сам удар", - говорит студент Егор Стулов. В августе он вывозил семью в Курск, когда горело вокруг, а над трассой висели черные "птицы". Не успело отгреметь, родители парня вернулись домой, а теперь вот новое испытание. "Мама моя в этот момент была на работе, услышала удар, сразу поняла - прилет, - продолжает Егор. - А потом вспыхнули пожары. От педколледжа не осталось почти ничего, потому что там горело всю ночь. Дом культуры - теперь одни стены. Напротив него у людей в многоэтажке побило все окна и балконы. Как жалко наш Рыльск..."

Затягивать выбитые окна пленкой и закрывать фанерой начали тем же вечером. Самые темные дни в году для Рыльска оказались таковыми во всех смыслах: влажный ветер, морось начинали забираться в квартиры моментально. Но этой теплой для декабря погоде рыляне теперь благодарны: боялись, если будет мороз, отопление "разорвет". Теперь говорят, что сама природа помогла теплоэнергетикам в этой непростой ситуации. Разгромленная инфраструктура требовала немедленного ремонта, да только как его провести, когда неразорвавшиеся боеприпасы на каждом шагу...

Врио главы региона Александр Хинштейн также не умолчал о трудностях: "При ремонте теплотрассы произошли новые прорывы. В результате вместо запланированных 30 метров трубы, пришлось перекладывать 50, - рассказал он. - Большую помощь в восстановительных работах оказали военнослужащие инженерных войск Минобороны России, за что искренне благодарю начальника войск генерал-лейтенанта Юрия Ставицкого".

Жители признаются, что уже приготовились жить без воды и газа, но этого не случилось

Помня августовские трагические события, как обрубили и электричество, и воду, и газ в некоторых районах и как непросто и с риском для жизни все это настраивалось заново, рыляне приготовились жить без ресурсов неделями. Однако радиаторы в некоторых домах начали теплеть уже в субботу во второй половине дня, и это придало людям моральных сил. С метлами и совковыми лопатами, тележками и прочим они вышли на улицы: "Кто же будет убираться, если не мы?" Однако, как оказалось, из соседних муниципалитетов, из самого Курска приехали и бойцы отрядов "Барс", и множество волонтеров. Вместе же быстрее!

Специалисты обследовали город и сделали неутешительные выводы: Дом культуры, учебные корпуса Областного многопрофильного колледжа имени Даниила Гранина и начальная школа восстановлению не подлежат, как и один из многоквартирных домов. Врио замгубернатора Константин Поляков позже добавил, что из 17 объектов культурного наследия, разбитых и посеченных снарядами, четыре - федерального значения: известные неповторимой атмосферой Торговые ряды, Дом воеводы Шемяки, Церковь Покрова и Церковь Успения.

Александр Хинштейн уже провел переговоры с вице-премьером правительства России Маратом Хуснуллиным и по их итогам заверил: помощь федерального центра будет оказана и для восстановления, и для строительства зданий взамен разрушенных.