Трамп хочет вернуть США контроль за Панамским каналом

Глава Панамы Хосе Рауль Мулино отреагировал на требование избранного президента США Дональда Трампа вернуть Америке Панамский канал. Возмущенный Мулино заявил, что "каждый метр Панамского канала принадлежит Панаме, так будет и далее". Он сообщил, что окончательно канал перешел к Панаме 25 лет назад, и за это время никаких претензий по этому поводу не возникало. Ранее Трамп обвинил руководство Панамы в "смехотворно" высоких сборах за использование судоходного пути, соединяющего Тихий океан с Атлантическим.
REUTERS

Как отметил Трамп, Панамский канал считается "жизненно важным национальным достоянием США из-за его ключевой роли для американской экономики". В свою очередь, панамский лидер считает высокие тарифы оправданными. По его словам, они объясняются условиями рынка, международной конкуренцией, необходимостью ремонтных работ и обслуживания. Впрочем, судя по заявлению Трампа, дело не только в тарифной политике Панамы. В частности, избранный президент США выразил обеспокоенность, что столь важная для его страны инфраструктура может оказаться "не в тех руках". Он обратился к истории и назвал решение президента Джимми Картера, "отдавшего канал за доллар" в 1977 году, глупостью. По мнению Трампа, проект являлся знаком сотрудничества США и Панамы, которая должна была самостоятельно управлять этим важным сооружением, а не "Китай или кто-либо еще". Тревога американского лидера объяснима, поскольку, как утверждает The Guardian, два из пяти портов, прилегающих к каналу с каждой стороны, контролирует китайская компания.

Глава Панамы считает оправданными тарифы за пользование Панамским каналом

На этом фоне никарагуанские власти напомнили о строительстве собственного судоходного канала, который должен стать альтернативой Панамскому. Президент Никарагуа Даниэль Ортега в ноябре заявил, что его страна готова обеспечить сообщение между Тихим и Атлантическим океанами. "С каждым днем становится все сложнее проходить через Панаму", - отметил Ортега. В этом году Панамский канал столкнулся с трудностями из-за климатического феномена Эль-Ниньо, который принес в регион рекордную засуху. Из-за проблем с водой пропускная способность Панамского канала резко снизилась, спровоцировав очереди и рост цен на проход.

Фото: Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Артём Кожевников

"Мы видим трудности, которые терпит Панамский канал. Движение медленное. Альтернатив нет. Мы приглашаем вас всех к участию в никарагуанском проекте", - указал Ортега. Как сообщали местные СМИ, министерство транспорта и инфраструктуры Никарагуа подписало контракт на строительство канала с китайской компанией CAMC. В декабре спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам взаимодействия с РФ Лауреано Ортега Мурильо заявил, что его страна также приглашает Россию принять участие в данном проекте.