Поставки в войска беспилотников выросли в 23 раза по сравнению с 2023 годом

Войска беспилотных систем (БПЛС), о создании которых заявил на итоговой коллегии минобороны глава военного ведомства Андрей Белоусов, - организационно-техническое продолжение тех процессов, что идут в войсках уже не один год.
Операторы беспилотников в зоне СВО уже подумывают, как станут применять навыки на гражданке.
Операторы беспилотников в зоне СВО уже подумывают, как станут применять навыки на гражданке. / Алексей Колесников

"На СВО во многих подразделениях использование дронов началось инициативно еще в 2022 году, - вспоминает командир подразделения БПЛА с позывным Кот. - Тогда я служил в добровольческом отряде "БАРС" и привез с собой на фронт из отпуска "Мавик-2", еще толком не понимая, как его использовать... Но постепенно приходило осознание возможностей дронов и способов их применения".

Справедливости ради надо сказать, что БПЛА стояли на вооружении российских войск и до СВО, однако с ее началом беспилотники получили мощный импульс развития. С удвоенной интенсивностью ими занялись профильные специалисты, инженеры. В соединениях и воинских частях уже проведены структурные изменения по созданию подразделений БПЛС. Энтузиасты воздушного фронта, вчерашние геймеры и не только, обрели новые профессии, которые и после окончания СВО останутся востребованы: сфер применения беспилотников в гражданской жизни существенно больше.

Но сегодня важнейшая область применения дронов - это, конечно, нужды фронта. Кстати, поставки в войска беспилотников в 2024-м по сравнению с 2023 годом выросли в 23 раза.

Задачи дроноводов - разведка и корректировка ударов авиации и артиллерии. Их круглосуточно выполняют расчеты беспилотников "Мерлин-ВР" группировки войск "Днепр". На днях на каховском направлении в Херсонской области расчет БПЛА выявил пункт временной дислокации противника. Было принято решение накрыть квадрат огнем РСЗО. Расчет зафиксировал точное поражение личного состава ВСУ.

В Запорожской области военнослужащие разведбатальона 58-й армии с помощью БПЛА уничтожили полевой склад инженерных боеприпасов.

"В ходе воздушного поиска было обнаружено около 50 противотанковых мин. Оператор сделал сброс. Первое же попадание привело к возгоранию, произошла детонация, - рассказывает начальник штаба батальона с позывным Беркут. - Работаем 24 часа в сутки. Если задач поддержки штурмовиков нет, атакуем, будоражим противника. Находим цель и, если возможно, ее уничтожаем".

"Получили задачу наладить взаимодействие с подразделением пехоты, узнать тактическую обстановку и вести наблюдение за противником, - вспоминает командир разведгруппы с позывным Суетолог. - Противник находился на расстоянии километр восемьсот от нас, был хорошо различим в бинокль. Наблюдали за ротацией техники, позициями орудий, ДШК, миномета, АГС... "Мавики", сбросы, птички летали, "Баба-Яга". Бойцы проявили себя грамотно и мудро".

Но не только разведывательные, огневые, эвакуационные задачи решаются при помощи беспилотников. Дроны все чаще применяются и в снабжении. Например, десантники активно ведут доставку боеприпасов, продовольствия, воды, средств связи, источников питания передовым подразделениям с помощью квадрокоптеров, способных за вылет переместить до 40 кг груза.

Такой способ доставки применяется, в частности, на островах в дельте Днепра как наиболее безопасный. Приблизившись к линии боевого соприкосновения, расчет БПЛА в сопровождении подразделений прикрытия и РЭБ разворачивает квадрокоптер, закрепляет груз и доставляет его на расстояние до 15 км. Ежедневно расчеты на различных направлениях СВО перемещают до нескольких сотен килограммов продовольствия и иных грузов.

Процесс формирования войск беспилотных систем набирает обороты. Внимание специалистов сосредоточено на улучшении тактико-технических характеристик дронов - увеличении дальности их применения, повышении автономности и помехозащищенности.

"Мои подчиненные, операторы БПЛА, освоившие для себя новую профессию, уже подумывают о том, как применять навыки в гражданской жизни, - рассказывает офицер с позывным Кот. - Один рассчитывает открыть фирму по доставке грузов и почтовых отправлений, другой, проживающий в прибрежном районе, хочет создать компанию по применению безэкипажных катеров".