Экономия без бумаги

Инновации в логистике добавляют бизнесу время и деньги
В начале будущего года, после завершения испытаний цифрового двойника Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), на этой магистрали будет запущено движение беспилотных грузовиков. Об этом объявили представители минтранса на ключевой сессии "Код успеха".
Рост спроса на логистику в большей степени исходит от ретейла и сектора электронной торговли.
Рост спроса на логистику в большей степени исходит от ретейла и сектора электронной торговли. / РИА Новости

Цифровые достижения транспорта для национального лидерства" в рамках "Транспортной недели", прошедшей в середине ноября в Москве. И этот шаг станет очередным цифровым прорывом транспортно-логистической отрасли страны.

Доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин рассказал "РГ", что цифровизация логистической отрасли в России набирает обороты благодаря государственным инициативам, технологическим достижениям и меняющимся потребительским предпочтениям.

Правительство активно продвигает цифровизацию транспортно-логистической сферы, при этом ряд инициатив направлен на повышение эффективности, снижение затрат и улучшение общего качества обслуживания клиентов. Например, по инициативе кабмина запущена национальная программа развития цифровой транспортной инфраструктуры и внедрена единая система электронных транспортных билетов.

"Расширяется в логистике использование искусственного интеллекта, Интернета вещей и блокчейна. Эти технологии служат для оптимизации транспортных маршрутов, улучшения обслуживания транспортных средств и повышения безопасности пассажиров. Доступность цифровых услуг в транспортной отрасли России растет: все больше компаний предлагают онлайн-бронирование и способы оплаты, а также отслеживание и мониторинг транспортных услуг в режиме реального времени. Рост электронной коммерции и мобильных платежных систем также способствует внедрению цифровых услуг в отрасли. Набирает обороты разработка автономных транспортных средств, и несколько компаний тестируют автономные автобусы и грузовики. Ожидается, что эти беспилотные автомобили повысят эффективность и безопасность в транспортной отрасли", - подчеркнул ученый.

Необходимо стремиться сделать автономной всю логистику, добавляет гендиректор "ЭвоКарго" Марсель Нигметзянов. Сегодня ключевые заказчики беспилотного транспорта - крупные ретейлеры, маркетплейсы и дистрибьюторы, нефтехимические и нефтедобывающие предприятия. Но сферу применения автономных ТС нужно расширять. Грузовики без водителей могут быть востребованы для экспорта, особенно в те страны, где наблюдается высокий спрос на трудовые ресурсы.

Перевозки и логистика неслучайно являются одними из лидеров цифровой трансформации в стране. Здесь изначально многие процессы строились на накоплении и анализе данных, автоматизации сбора информации. Оспорить первенство внедрения электронного документооборота у логистики может разве что налоговая служба.

Как сообщил "РГ" коммерческий директор СберКорус Андрей Коченков, внедрение цифровых сервисов для электронного документооборота ускоряет процессы транспортировки, снижает издержки и делает логистику прозрачной и управляемой. Так, с использованием сервисов транспортного ЭДО все необходимые документы могут быть собраны, верифицированы и отправлены заказчику всего за один день. Кроме того, участники рынка грузоперевозок могут быстрее предъявлять понесенные затраты на перевозку к уменьшению налогооблагаемой базы, что снижает налоговые расходы. По подсчетам аналитиков, оформление электронных документов занимает в 4 раза меньше времени по сравнению с бумажными аналогами, а автоматизированные системы заполнения документов исключают ошибки ручного ввода и используют актуальные шаблоны, снижая риск штрафных санкций. Кроме всего прочего, электронные документы не требуют физических носителей, что снижает затраты на покупку бумаги, чернил для принтера и печатное оборудование. Обслуживание одного бумажного документа обходится сейчас в 450 рублей, и это в 45 раз выше, чем электронного документа (10 рублей). Так что экономия налицо.

Внедрению и обслуживанию новых цифровых инструментов мешает дефицит профильных кадров

"Решения для автоматизации документооборота упрощают и ускоряют для компаний анализ документов, заменяя бумажные процессы цифровыми, - говорит генеральный директор Zapusk Group Алексей Равинский. - Популярные системы в России - Docvision, СБИС, "1C: Документооборот", "ТЕЗИС" и EDO.ru. Они поддерживают гибкие настройки и интеграцию с внешними системами и бизнес-приложениями. Например, "ТЕЗИС" использует ИИ, который значительно ускоряет процессы и снижает ошибки за счет умных подсказок".

Также в компании "РЖД-Логистика" рассказали "РГ", что торговые компании судят об эффективности цифровизации логистических процессов прежде всего по скорости доставки своей продукции и обработки таможенных документов. "Поэтому участники логистического рынка сосредоточили усилия на повышении степени автоматизации процесса таможенного оформления и обмена электронными документами. Особенно плотная работа в этом направлении ведется между участниками экспортно-импортных и транзитных перевозок в сообщении Россия - Китай. Использование цифрового продукта позволяет фактически в режиме онлайн осуществлять документальное сопровождение перевозки и контролировать все этапы согласования документов", - подчеркнули в пресс-службе компании.

И вот такой утилитарный и очень жизненный пример приводит коммерческий директор компании "Димеко" Кирилл Крайник. Перед выходом на линию водителям логистических компаний необходимо проходить предрейсовый медосмотр. В дистанционном формате с помощью цифровой платформы это займет всего 90 секунд! Вместо бумажного путевого листа водитель получает электронный в виде QR-кода. Система легко интегрируется с любой ERP (например 1С) и упрощает процесс взаимодействия со всеми отделами предприятия и, при необходимости, госорганами. "Есть еще один важный момент для бизнеса. Цифровые решения - это зачастую не только экономия времени, но и средств. Компаниям не нужно организовывать медкабинет, получать лицензии на оборудование, нанимать штат сотрудников. Электронный документооборот минимизирует вероятность ошибок и нарушений, связанных с человеческим фактором, что очень важно в сфере логистики", - резюмирует эксперт.

Однако при этом, как считает Дмитрий Морковкин, несмотря на рост цифровизации транспортной отрасли в России, существует ряд вызовов, которые необходимо решить. К ним, в частности, относятся потребность в большей кибербезопасности, отсутствие единой цифровой платформы и необходимость модернизации инфраструктуры для поддержки цифровых технологий, считает ученый. Также серьезной проблемой, по его мнению, является отсутствие комплексного и единого законодательства, регулирующего использование ИТ в этой сфере. Следующий вызов - медленные темпы цифровой трансформации из-за отсутствия у компаний стимулов к инвестированию в новые технологии. Кроме того, в транспортно-логистической сфере России ощущается нехватка специалистов в области ИТ, что создает трудности при внедрении и обслуживании систем информационных технологий.