Эксперты игрового рынка не видят трудностей с авторизацией через Госуслуги

Президент Владимир Путин поручил депутатам подготовить предложения, как организовать процесс по анализу контента видеоигр и отрегулировать работу отрасли. Частью этой работы стал внесенный в начале декабря законопроект, предполагающий маркировку игр, авторизацию пользователей при помощи ограниченного круга инструментов и определяющий базовые параметры и термины для отрасли. Эксперты отмечают, что наиболее спорные инициативы в законопроект не вошли, а остальные инициативы и предложения по ним будут собираться и обсуждаться.
iStock

Обсуждение законопроекта состоялось на площадке РОЦИТ, в нем приняли участие представители "АПРИОРИ", "Ассоциации Игровой Индустрии", VK Play, "Леста Игры" и МТС. "Внесенный нами законопроект о регулировании видеоигр можно рассматривать как исполнение поручения Президента, ведь добрая его треть как раз посвящена экспертизе: подробно расписаны требования к экспертам и порядок их работы. Подробно разобрали все замечания и спорные вопросы, а также договорились, что все предложения будут переданы в комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи", - отмечает глава РОЦИТ, замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.

Поскольку законопроект в том или ином виде обсуждается ФОИВами и игровой индустрией в течение последних двух лет, его появление не стало неожиданностью для профессионалов отрасли, сообщили "РГ" в Ассоциации разработчиков игр "АПРИОРИ".

"Текст внесенного на рассмотрение законопроекта - переработанная версия законопроекта Минэкономразвития про маркировку, которая широко обсуждалась с отраслью, а соответствующий пункт был внесён в федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды" национального проекта "Цифровая экономика". Благодаря постоянному диалогу властей с представителями игровой индустрии в текст законопроекта не попали, например, абстрактные предложения в части охраны психического здоровья взрослых пользователей", - отметили там.

Одна из самых громких инициатив в законопроекте касается идентификации пользователей при помощи номера телефона или портала Госуслуги. Однако прикрепление номера телефона к учетной записи игрока и без этого является де-факто стандартом в отрасли.

"Законопроект содержит опцию по авторизации через номер мобильного телефона, фактически - двухфакторную аутентификацию, которая и так является международным стандартом для рынка. В то время как авторизация через Госуслуги не является обязательной и указана в законопроекте как одна из доступных опций. Многие цифровые сервисы (классификаторы, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, доставка медикаментов) заинтересованы в интеграции с госуслугами, так как позволяют решить многие сложности с установлением надлежащей стороны по договору и возраст аудитории", - уверены в "АПРИОРИ".

Там особо отметили, что законопроект не предполагает мер принуждения и ответственности, в т.ч. в виде блокировок. "Иностранные платформы и так сейчас не исполняют российское законодательство в части приземления и локализации персональных данных российских пользователей, за что предусмотрена прямая ответственность", - пояснили в ассоциации.

В то же время предлагается скорректировать требование законопроекта (о чем ведутся переговоры с государственными органами) в части смягчения к российскому контролю за системами авторизации для иностранных платформ, как это уже предусмотрено действующими нормами закона об информации. "Это позволит не создавать невыполнимых требований одной стороны для транснациональных компаний на российском рынке, а с другой - дополнительных зеркальных сложностей для российских разработчиков при размещении за рубежом", - заявили в "АПРИОРИ".

Число доступных способов для авторизации и подтверждения личности значительно шире, чем перечисленные, и все они подпадают под определение "не противоречащих законодательству и соответствующих 149 ФЗ" уверена Гаухар Алдиярова, руководитель московского подразделения "Леста Игры"

"Российские платформы и так называемые лончеры уже сейчас используют хотя бы один из предложенных способов авторизации. Например, когда пользователь входит в какое-то приложение или игру, ему зачастую предлагают продолжить через ВК или через Одноклассники. Потому что ВК ID, Сбер ID, Яндекс ID - это все способы, соответствующие закону. И можно сделать свой вариант и авторизовывать игроков, как это зачастую и происходит на многих игровых платформах", - пояснила она "РГ".

При этом блокировка иностранных сервисов может стать избыточной мерой, которая не пойдет на пользу развитию отрасли и повлияет на качество разрабатываемых продуктов.

"У иностранных платформ сложность в авторизации может возникнуть в связи с санкционными рисками, которые им приходится учитывать. И конечно же, не хотелось бы каких-то блокировок. Мы не можем остаться в изоляции от внешнего мира, в условиях отсутствии конкуренции, это снизит качество наших продуктов. Тут хочется вернуться почти на полтора года назад, когда начались встречи в составе рабочей группы по регулированию видеоигровой индустрии с участием Минцифры, Минэкономразвития и других ведомств. Мы вырабатывали определения, решали вопросы взаимодействия с иностранными платформами и вели диалог. По итогам той рабочей группы был начат эксперимент по маркировке игр. И те участники, кто действительно относится к разработке и издательству игр продолжают этот диалог по регулированию индустрии", - говорит Алдиярова.

Опрошенные "РГ" эксперты отмечают целый ряд направлений, по которым предложенный законопроект нуждается в доработке.

В первую очередь это правила по авторизации с учетом международного характера игрового бизнеса. Кроме того, это определение того, кто может быть экспертом и кто может проводить экспертизу игр, "так как необходимо исключить возможности злонамеренного использования данной процедуры в т.ч. для недобросовестной конкуренции и очернения продуктов",- поясняют в "АПРИОРИ".

Кроме того, там считают важным исключить определение внутриигрового имущества как излишнего и создающего коллизии с гражданским и налоговым законодательством. "И ряд положений должны быть скорректированы с учетом специфики игровой индустрии", - добавляет Алдиярова. "Предстоит решить еще много вопросов, но мы видим, что представители власти готовы к диалогу". - отмечает она.

Участники обсуждения договорились продолжить прорабатывать инициативу. "Важно дождаться результатов эксперимента по маркировке, стартовавшего в конце года, прежде чем двигаться дальше", - уточнил Владимир Прокуронов, директор Ассоциации игровой индустрии.