Усугубит ли остановка поставок газа из Катара зависимость Евросоюза от американского СПГ. Мнение экспертов

Эксперты оценили риски для ЕС из-за остановки поставок СПГ из Катара
Катар прекратит экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, если ЕС начнет накладывать штрафы на его поставщиков. Об этом заявил министр энергетики Катара Саад Шерида Аль-Кааби в интервью Financial Times (FT). Министр является также главой национальной компании Qatar Energy, основного экспортера СПГ из Катара.

Объем штрафа может составлять до 5% от годового дохода компании-экспортера СПГ. Право на взимание штрафов за несоблюдение критериев по выбросам углекислого газа и правам человека (корпоративной устойчивости - CSDD) вступило в силу в ЕС с июля этого года. Но пока оно не перенесено в законодательство стран ЕС (предусмотрен постепенный его ввод в действие с 2026 года).

Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в прошлом году из Катара в ЕС пришло около 12,5 млн тонн (по данным Giignl - 15 млн тонн) или около 17 млрд кубометров газа. Не все поставила сама Qatar Energy, часть поступила от различных трейдеров. Можно сказать этот канал поставок сопоставим с украинским транзитом российского газа (до 15 млрд кубометров в год).

При этом, как поясняет директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, положения принятой ЕС летом этого года Директивы CSDD в настоящее время проходят процедуру внедрения в национальные законодательства стран ЕС и продлится это вплоть до конца 2026 года. Соответственно можно предположить, что до начала 2027 года - времени, когда начнется взимание штрафов с не соответствующих требованиям норм компаний, Катар будет продолжать свои поставки СПГ в Европу. Последние 2 года эта страна покрывает порядка 15% потребностей ЕС в СПГ, а в 2027 году на глобальном рынке ожидается его профицит. Поэтому потенциальный отказ Qatar Energy от поставок не окажет драматического эффекта на европейский газовый рынок, однако только усугубит зависимость региона от американского СПГ, который, кстати, далек от совершенства в плане своего углеродного следа. А если вспомнить, что Еврокомиссия в этом же году рекомендовала странам ЕС отказаться от российского газа, то картина может быть более печальной для европейских потребителей, считает эксперт.

Стоит отметить, что в самих США отношение к своему экспорту СПГ тоже совсем неоднозначное. Во-первых, на поставках американского СПГ за границу зарабатывают большей частью не местные, а ближневосточные, китайские и европейские компании. Во-вторых, все чаще слышны заявления внутри США, что рост экспорта СПГ плохо сказывается на американском рынке газа с точки зрения его обеспеченности и цены. В 2023 и 2024 году периодически даже звучали предложения о необходимости ограничений экспорта СПГ или временном его запрете.

Вновь избранный американский президент Дональд Трамп активный сторонник расширения экспорта энергетического сырья из США. Но только до тех пор, пока это не будет наносить вред его стране. Кроме того, американский рынок устроен так, что выбирают куда, сколько и когда поставлять - не чиновники в Вашингтоне, не добывающие компании, и чаще даже не производители СПГ, а трейдеры, ориентируясь на экономическую целесообразность, а не национальные интересы.

Что касается Европы, то все последние действия Евросоюза по урегулированию ситуации с поставками газа только ухудшают ситуацию. От российского газа ЕС хочет отказаться добровольно в 2027 году. А за европейский рынок пока готовы бороться только США, да и то в своем стиле, фактически навязывая свое сырье странам Старого Света на своих условиях. Правила же, которые ЕС пытается навязать другим поставщиками пока лишь удерживают цены на газ в Европе на уровне выше среднего, не помогают ни почти полностью заполненные подземные хранилища газа (ПХГ), ни снижение внутреннего потребления газа. Дополнительные требования ЕС к происхождению СПГ и его характеристикам лишь усугубляют ситуацию.

По словам Гривача, "зеленого" СПГ (с нулевым углеродным следом) практически нет. Есть какие-то единичные партии, для которых в порядке пиара и эксперимента куплены компенсирующие "зеленые" сертификаты, что, разумеется, увеличивает себестоимость товара.

Белова уточняет, что сегодня на углеродно-нейтральные партии СПГ приходится менее 1% поставок. После 2022 года импортеров СПГ больше беспокоила энергическая безопасность и доступность газа как такого. Однако данная тема набирает обороты, и уже целый ряд новых проектов заводов сжижения газа позиционирует себя как "зеленые".