"Сапсан" стоит на перроне почти 30 минут, и все это время к нему спешат пассажиры. Перед отправлением состав заполнен полностью. Проводница Кристина говорит, что так всегда - свободных мест не бывает. Она уже год работает на "Сапсанах" и в данный момент обслуживает 9-й и 10-й, семейный, вагоны.
"Мне нравится работать в семейном вагоне. Я детей люблю, поэтому для меня они не проблема. Им есть чем заняться в поезде, есть приставки, мониторы с мультфильмами. Всем вроде бы нравится", - рассказала она.
В старых составах "Сапсана" было только детское купе, в обновленном же семейном вагоне 45 кресел, при этом детям есть где разгуляться. На входе - небольшой гардероб, и тут же начинается ребячье пространство: с зелеными, синими и красными креслами, с широкими яркими разрисованными столами. Есть отдельный диванчик, на котором можно поиграть в игры на приставках - их пять штук, так что драки не будет. Две интерактивные панели предназначены как для просмотра мультиков, так и для рисования.
Семья из Санкт-Петербурга - Артем и Наталья с детьми трех и девяти лет - для путешествий в столицу всегда выбирают "Сапсан". Случается это обычно раз в полгода.
"На самолете мы больше времени потратим на дорогу в аэропорт и из аэропорта, плюс прибытие за два с половиной часа для прохождения всех процедур. С маленькими детьми это непросто. "Сапсан" удобен тем, что едет всего четыре часа, прибывает в центр города, и дети имеют возможность двигаться и играть в пути", - рассказал Артем.
Питание входит в стоимость билета в семейном вагоне, а также в первом и бизнес-классе, купе-сьют, купе-премиум, бизнес-купе и переговорной, в вагонах класса комфорт и эконом плюс. Кроме того, любой пассажир может заказать доставку еды из вагона-бистро, что тоже скрашивает путь. Каждый рейс "Сапсана" обслуживают более 20 человек, одних только стюардов, отвечающих за питание, от 8 до 12 человек.
Москвич Николай, разместившийся в вагоне первого класса, рассказал, что часто ездит в Санкт-Петербург на "Сапсане" по служебной необходимости. Когда есть возможность, между самолетом и высокоскоростным поездом он всегда выбирает последний. В нем удобно, комфортно, есть возможность в пути поработать за компьютером и "уши не закладывает". Никита, который едет вместе с ним, признался, что самолеты недолюбливает, а вот "Сапсаны" ему нравятся, так как совмещают скорость и особый колорит железной дороги: можно хоть всю дорогу смотреть в окно, и скучно не будет.
Со дня первого запуска в России "Сапсанов" прошло уже 15 лет. За это время электропоезда совершили около 120 тыс. рейсов, прошли расстояние, равное почти двум тысячам экваторов, перевезли 63 млн пассажиров.
"За эти 15 лет проделана огромная работа по адаптации и эксплуатации электропоезда "Сапсан" на российской инфраструктуре и в российских климатических условиях. При этом все изменения в дизайн и конструкцию поезда мы вносим, опираясь на мнение пассажиров", - рассказал ранее замглавы РЖД Иван Колесников.
Обновление затронуло все системы и агрегаты поезда. Были улучшены ходовые качества и разработаны новые системы вентиляции и охлаждения для работы в условиях от минус 40 до плюс 40 градусов. В каждом головном вагоне установлена отечественная автоматическая сцепка, чтобы составы можно было сдваивать. Кстати, благодаря этому "Сапсан" попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный высокоскоростной поезд в мире - длина сдвоенного состава из 20 вагонов составила более 500 метров. Одновременно в таком поезде могут путешествовать 1050 человек. Модернизировано и пространство внутри вагонов. Так, в купе-переговорной вагона первого класса установлены новый диван и стол со встроенной беспроводной зарядкой. В бизнес-классе появились новые кресла с обивкой из натуральной кожи, розетками для USB-зарядки, подстаканниками и держателями для мобильных устройств, а для деловых встреч созданы два сьют-купе на двоих с затемненными стеклянными перегородками. В вагонах экономкласса заменена обивка кресел, добавлены розетки и USB-разъемы.
Кроме того, по всему составу установлено светодиодное освещение, которое можно регулировать в зависимости от времени суток, обновлено ковровое покрытие и установлены кулеры с питьевой водой. В вагоне-бистро появились обеденные столы с возможностью беспроводной зарядки мобильных устройств, обновлены барные стойки и посуда. В планах на следующий год и новое меню. В нем появятся блюда регионов России, новая линейка десертов, винная карта, которая была составлена при участии отечественных виноделов, и кидс-бокс - набор с детским питанием и игрушкой.
По словам замминистра транспорта Алексея Шило, скоростная железнодорожная магистраль очень востребована. Сейчас "Сапсан" ежегодно перевозит около 5,5 млн пассажиров. Ввод в эксплуатацию высокоскоростной магистрали (ВСМ) увеличит показатель в четыре раза, до 23 млн пассажиров в год.
Запуск первой в стране высокоскоростной линии запланирован на 2028 год - магистраль пройдет через шесть регионов, в которых проживает около 30% населения страны. Время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится до 2 часов 15 минут.
20 декабря в минтрансе все основные участники проекта ВСМ подписали финансовые документы, определяющие объем долгосрочных обязательств, в том числе распределение рисков. "Ведется активная работа по реализации проекта, в том числе, в отношении документационной базы. Подписаны основные соглашения, обеспечивающие процедуру финансового закрытия проекта, приближающие нас к запуску линии. Все участники находятся в едином правовом поле, закрепляют свои обязательства в проекте", - сообщил министр транспорта Роман Старовойт. Сбер выступает организатором синдиката банков и финансовых организаций. Как отметили в кредитной организации, сумма внебюджетных инвестиций превысит 1,7 трлн рублей и это станет крупнейшим гоосударственно-частным партнерством в истории страны. Из общей стоимости проекта в 2,165 трлн рублей 1,755 трлн будут предусмотрены на создание инфраструктуры, а еще 410 млрд - на закупку поездов. До 2030 года запланирована поставка 43 высокоскоростных отечественных поездов с уже утвержденным названием "Белый кречет". После их запуска по маршруту ВСМ Москва-Санкт-Петербург, "Сапсаны" могут "перелететь" на направления до Белгорода, Воронежа и Нижнего Новгорода. Расчетный срок службы подвижного состава этих электропоездов составляет 30 лет.