Образ граненого алмаза определил вход в пространство проекта, для которого Эрмитаж привез раритеты из знаменитой Галереи драгоценностей: бальные платья, веера, украшения. Длинный коридор манит в торце видеокартинкой вращающихся драгоценностей. Стены прозрачны и открывают вид на "бальные залы". Граненый алмаз явно отсылает к образу "магического кристалла", который позволяет различить не даль романа, но шум бала, шелест платьев, обмен любезностями, блеск драгоценностей. Бриллианты, рубины, жемчуга ценны не только сами по себе, но и как свидетельство, память о прошлом.
Чего стоит сентиментальный медальон-брошка Екатерины II с крохотными портретами внуков Александра и Константина. Портреты спрятаны под тонким срезом бриллиантов. И начинаешь понимать, что выражение "чистой воды бриллиант" - не метафора. Впрочем, амплуа бабушки было не единственным у Екатерины, которая любила театр, сочиняла пьесы, а в умении режиссировать жизнь ей не было равных. Ее табакерка отсылает к другому образу - отважной предводительницы дворцового переворота, воительницы и любовницы. В центре крышки - расписной медальон. На нем - профильный портрет в образе античного героя графа Алексея Орлова, одного из участников заговора против Петра III и героя Чесменского сражения против турок. А под медальоном спрятан еще один миниатюрный портрет - одного из фаворитов императрицы И.Н. Римского-Корсакова. Кто заказал этот двойной портрет у мастера Иоганна Готлиба Шкафа? Может, И.Н. Римский-Корсаков? И его спрятанный портрет - вроде тайной подписи фаворита под официальным подарком, преподнесенным венценосной любовнице.
Традиция "спрятанных" портретов продолжалась и в XIX веке. На выставке есть табакерка с коронационной медалью Николая I. А в потайном отделении крышки табакерки - портрет с профилем Александра I. Вокруг профиля выгравированы слова "Наш Ангел в небесах". Этой фразой жена Александра I Елизавета Алексеевна сообщила о смерти мужа его матери Марии Федоровне. Понятно, что спрятанный в табакерке портрет Александра I вряд ли метафора скрытой травмы, скорее - напоминание о семейных узах и династической преемственности власти.
Впечатляет не только формула сообщения о смерти, которая тиражировалась в медали, выпущенной к похоронам Александра I. Не менее впечатляет стандартный набор способов выражения чувств. Локоны в медальонах, миниатюрные портреты любимых на браслетах (они назывались "сантимент"), печатки с памятными датами и проч.
Это легко принять за романтическую экзальтированность, увлечение героями Байрона и Вальтера Скотта... Но трудно предположить, что царедворцы и фрейлины чувствовали себя Чайльд Гарольдами или сентиментальными героинями.
Возможно, дело в другом. Практически все, писавшие о высшем свете XIX века, отмечали его холодность, утонченность, сдержанность манер. Светская жизнь была предельно формализована. Речь не только об этикете, но и о форме бальных мундиров (образец можно видеть на выставке), платьев и украшений. Так, при Елизавете Петровне никто, кроме императрицы, не мог носить украшения на правой стороне прически. Она издала об этом именной указ, а позже повелела, чтобы дамы являлись при дворе только с подлинными драгоценностями. В ситуации жесткой регламентации одежды, украшений, жестов, поведения особое значение приобретали детали. Любой жест, который позволял проявить искренние чувства, оказывался востребованным.
Среди вещей, позволявших демонстрировать "память сердца", - плетенки из волос в браслетах, медальонах, колье... Техника плетения из волос в Европе была известна с XVI века, но в XIX веке она становится повальной модой. Траурные украшения, медальоны на память, объяснения в любви и клятвы верности, разлука с дочерью, которую выдали замуж, - любой повод выглядел достойным для вплетения локона в ювелирный узор и свою память.
На фоне россыпей украшений выделяются два сюжета. Один связан с... чугунными украшениями. Браслеты с шелковыми лентами и тончайшими узорами из чугуна - из собрания князей Юсуповых. Мода на чугун пришла из Пруссии во времена войн с Наполеоном. В 1813-1814 годах знатные дамы жертвовали драгоценности на возрождение прусской армии. И в Берлине начали производить украшения из чугуна, которые по изяществу не уступали золотым и серебряным. Браслеты из шелка и чугуна 1830-х годов из собрания Юсуповых и сегодня смотрятся эффектно.
Другой сюжет связан с рудником на Урале. Чернильница, подаренная Александру I, выглядит лаконично, словно минималистская стальная вещица забрела в XIX век из ХХ. Даром что по форме напоминает античную вазу. Но на ней указаны дата и место создания: 30 августа 1824 года, Царево-Александровский рудник. Эта чернильница - триумф золотодобытчиков с Урала. Она сделана из первой отечественной платины, добытой в России в 1824 году.
Впрочем, любопытные сюжеты тут практически за каждой вещью... Нужно лишь настроить "магический кристалл", чтобы оказаться средь шумного бала случайно...