Парламент РК объявил президенту Юн Сок Ёлю импичмент 14 декабря, что означало автоматическую, хотя и временную приостановку его полномочий и передачу дела в Конституционный суд. Окончательно судьбу Юна должен решить КС, одобрив импичмент и назначив досрочные выборы главы государства либо вернув его к исполнению обязанностей. Однако КС столкнулся с неожиданной проблемой: Юн, который заверял, что готов понести всю ответственность по закону и намерен отстаивать свою правоту в суде, стал последовательно избегать получения уведомления о деле, которые бы позволили начать процесс. Как сообщили представители Конституционного суда, они предприняли до сих пор в общей сложности 19 попыток вручить Юну уведомления. Однако в его резиденции просто не брали письма, а в администрации президента заявляли, что "получателя нет на месте". Также были проигнорированы и требования суда предоставить документы, которые имеют отношение к процессу объявления военного положения - стенограмму заседания Госсовета и Юн, который до президентства всю жизнь проработал в прокуратуре, пройдя путь до генерального прокурора, прекрасно понимает, что он делает: подобная тактика является попыткой просто затянуть процесс, потому что юридически без отметки о вручении уведомления нельзя начать процесс подготовки к слушаниям к КС. В аппарате КС отмечают, что столкнулись с подобным поведением со стороны лидера впервые. До этого в Корее дав раза в истории объявлялся импичмент и дело рассматривалось в суде - в 2004 г. в отношении Но Му Хёна и в 2016-2017 гг. в отношении Пак Кын Хе. Однако Но и Пак не "бегали" от уведомлений.
Точно такую же тактику - игнорирования вызовов - Юн выбрал и в отношении допросов в Офисе расследования преступлений высокопоставленных лиц, который совместно с полицией курирует следствие по делу о попытке незаконного захвата власти. Юн Сок Ёль проходит по нему главным подозреваемым в связи с введением военного положения в ночь с 3 на 4 декабря. Все остальные чиновники, кто так или иначе были замешан в процессе, уже допрошены, а некоторые арестованы, и только Юн игнорирует вызовы. В очередной раз ему было указано явиться на допрос 25 декабря, что вряд ли произойдет.
Представитель группы адвокатов, которые готовятся защищать интересы Юна, внятно не смогли объяснить причины такого поведения. В отношении допросов говорится, что президент намерен сосредоточиться в первую очередь на процессе в суде по импичменту. Когда же интересуются, почему он тогда игнорирует уведомления из КС, следует ответ: "Необходимо дополнительное время для изучения ситуации и выстраивания линии защиты".
Подобный подход, насколько можно судить, надоел как суду, так и следственным структурам. В КС в итоге заявили, что осуществили в очередной раз попытку доставки уведомления всеми имеющимися способами - обычной почтой, на официальную электронную почту, а также разместили соответствующее заявление на официальной странице суда. В этой связи процесс подготовки к слушаниям стартует 26 декабря.
В Офисе расследования преступлений высокопоставленных лиц сообщили, что "рассматривают все возможные варианты действий", включая запрос ордера на арест. Следователи подчеркнули, что все равны перед законом, а потому они намерены следовать стандартной практике. Открытым остается вопрос технического исполнения: если будет получен ордер на арест, то скорее всего Служба личной охраны президента все равно продолжит не пускать следователей, а потому необходимо будет "силовое решение".
Подобное поведение лидера страны возмущает подавляющее большинство рядовых корейцев. Юн сам заявлял, что готов нести юридическую ответственность за свои действия и намерен отстаивать свою правоту в суде, но на деле ведет совершенно иначе - пользуется привилегиями неприкосновенности и физической защиты, положенные лидеру государства, и игнорирует установленные законом процедуры.
В этой связи в Сеуле и других крупных городах регулярно проводятся демонстрации и прочие акции, где участники требуют отставки президента. Стоит отметить, что есть акции и сторонников Юна, которые считают его действия правомерными, но размах манифестаций у вторых куда меньше, чем у первых.
СМИ также сообщили о "рождественском подарке", который Юн Сок Ёль получил от студентов корейских вузов. На его имя в преддверие католического Рождества, которое широко отмечается в Корее и является выходным днем, пришло около 500 открыток в поздравительном оформлении. Однако вместо пожеланий здоровья и благополучия на Рождество в открытках студенты написали лишь одно пожелание: "Господин президент, уйдите с поста поскорее и добровольно!"