На Центральную Россию приходится 30-45 процентов заказов на маркетплейсах

Стремительно выросший в России рынок маркетплейсов в 2024 году продолжал активно развиваться, реагируя на изменения в потребительских предпочтениях и технологические тренды. Каков сегодня ландшафт торговых онлайн-платформ? Попробуем разобраться, анализируя показатели двух основных игроков - Wildberries (WB) и Ozon.

В целом по количеству продавцов и покупателей с большим отрывом лидирует Центральный федеральный округ. По большинству предметов (товаров) на него приходится 30-45 процентов заказов. На втором месте Юг с 15-25 процентами, на третьем - Приволжье с 10-20.

Это объясняется естественной плотностью населения: в трех названных округах проживает большинство россиян. Соответственно и основная масса поставщиков стараются отгружать свои товары именно на регионы ЦФО, ПФО и ЮФО. Но распределение по складам зависит от специфики конкретных объектов продажи. Например, в категории "Гипс строительный" 20 процентов всех товаров находится на складах Казахстана. А на ЦФО приходится только 14 процентов. И свыше 40 процентов гипса едет в самый густонаселенный макрорегион страны из Казахстана. Продавцы, которые смогут обеспечить покупателю в ЦФО более быструю доставку, чем из этой страны, при прочих равных условиях выиграют в ранжировании товара в поисковой выдаче.

На WB в первой половине 2024 года было представлено 7478 уникальных предметов в 74 родительских товарных категориях. Количество товаров на площадке с января выросло на 26 процентов. Наибольший прирост - в 1,7 раза - наблюдался в категориях "Сетевое оборудование", "Крупная бытовая техника" и "Электротранспорт". Почти две трети родительских категорий на WB имеют долю в продажах менее одного процента. Таким образом, основной объем продаж и выручки (88 процентов) дают товары из 26 категорий.

Топ категорий-лидеров составляют "Одежда", "Красота" и "Белье". На них приходится 44 процента продаж и 51 процент всей выручки на площадке. В этих же категориях в 2024 году произошел самый заметный прирост по числу товаров (на 11-18 процентов). Любопытно, что расширение ассортимента по-разному влияет на экономические показатели продавцов. Так, количество представленных на маркетплейсе моделей футболок выросло на 37 процентов, продажи в натуральном выражении - на 123, выручка в категории - на 172. Для сравнения: в категории "Белье" стало на 10 процентов больше носков, но количество проданных изделий снизилось на 21 процент, а выручка - на четверть. В разделе "Красота" наиболее популярной позицией были "Кремы", число товаров увеличилось на треть, однако выручка выросла только на полпроцента, а продажи в количественном выражении упали на 17 процентов.

Расширение ассортимента по-разному влияет на экономические показатели

Самый быстрый прирост продаж на WB в первом полугодии наблюдался в категориях "Крупная бытовая техника" и "Торговое оборудование" (+90 и +41 процент в количественном выражении). Однако они же находятся в аутсайдерах по доле продаж на площадке в целом (0,031 и 0,135 процента в июне).

По ряду товаров летом произошел сезонный всплеск спроса. Среди предметов, продажи которых не так зависят от времени года, хороший рост продаж показала обувь, в том числе спортивная, и спортивная одежда, а также одежда, белье и аксессуары для малышей.

Не все товары, с которыми российские предприниматели активно выходят на маркетплейс, интересуют покупателя. Так, чаще всего в первом полугодии продавцы размещали на площадке чехлы для телефонов. Количество представленных товаров с января выросло в 1,5 раза, однако из всех моделей продается лишь пять - семь процентов. Значит, спрос здесь закрыт имеющимися вариантами. Еще одним аутсайдером рынка по объемам продаж на WB стали электросамокаты, моноколеса и сигвеи.

На Ozon по состоянию на 30 июня было представлено 6924 уникальных предмета в 29 родительских категориях. В топ-3 входят "Одежда", "Дом и сад", "Красота и здоровье". Эти категории дают резидентам площадки 40 процентов продаж и выручки. Треть разделов имеет в общих продажах долю менее одного процента.

На этом маркетплейсе выделяется категория "Электроника". Продажи в ней занимают пятое место по обороту и третье - в выручке.

В недавно появившейся на Ozon категории "Автомобили" представлен 741 товар, все размещены на складах продавцов (FBS). За полгода было реализовано 2744 авто на общую сумму свыше 9,53 миллиарда рублей. Средняя цена машины составила 4,1 миллиона. Но, поскольку это данные со складов FBS, с полной уверенностью на них ориентироваться нельзя, так как внесением данных по остаткам товаров занимается сам продавец.

Можно выделить ряд трендов, которые в ближайшие месяцы будут определять ведение бизнеса на торговых онлайн-площадках.

Первый, очевидный, - обострение конкуренции. Так, за первую половину 2024 года на WB количество товаров во всех категориях выросло в среднем на 26 процентов, а количество продавцов с продажами упало на 10 процентов. Появление новых селлеров и товаров заставляет предпринимателей более тщательно заниматься рекламой и использованием инструментов аналитики для успешного продвижения.

Второй тренд - рост цен на услуги в рамках маркетплейсов. Например, с 14 августа Wildberries повысил базовый тариф на логистику поставок по типам "Короб" и "Монопалета" на всех складах и в сортировочных центрах (с 30 рублей за литр и семь рублей за каждый дополнительный литр - до 33 + 8 рублей соответственно).

Третий важный момент: при ранжировании товаров в поисковой выдаче Ozon и Wildberries оставляют одним из главных факторов время доставки до покупателя. Можно предположить, что ускорение здесь продолжится. В регионах открываются новые склады, что позволяет привозить товар в пункты выдачи быстрее.