Главные вызовы

Александр Цыбульский: Нацпроектам нужны дополнительные средства
В каких районах Поморья в 2025-м начнут искать алмазы, как влияет на регион ключевая ставка и почему несправедливо менять правила расселения аварийного жилья: интервью с губернатором Архангельской области Александром Цыбульским мы посвятили экономике нового времени.
Александр Цыбульский: За пять лет мы переселили 26 тысяч человек.
Александр Цыбульский: За пять лет мы переселили 26 тысяч человек. / Пресс-служба правительства Архангельской области

Александр Витальевич, мы с вами встречаемся в канун Нового года, а это всегда напряженный период: завершается подготовка бюджета на предстоящую трехлетку. Понятно, что ситуация в стране непростая, ключевая ставка ЦБ растет... Как это может сказаться на жизни региона?

АЛЕКСАНДР ЦЫБУЛЬСКИЙ: Бюджет ожидается достаточно напряженным и на 2025 год, и на завершение 2024-го. Несмотря на то что у нас существенный рост собственных доходов, он не компенсируется растущими в высоком темпе расходными статьями. Это сейчас основной риск, и мы активно работаем как с правительством региона, так и с правительством РФ над тем, чтобы его нивелировать.

Основной фактор, несомненно, рост ключевой ставки. Он становится серьезной проблемой для бюджетов регионов, у которых есть коммерческие заимствования. Мы никогда не скрывали того, что бюджетную политику строили в том числе и на заимствованиях, но всегда относились к этому очень аккуратно: количество проблем, накопленных в регионе за конец советского периода и первые двадцать лет, пока Арктикой не начали заниматься предметно, требовали для их решения серьезных затрат. Одновременно предполагались и вытекающие из ключевой ставки расходы на обслуживание государственного долга. Конечно, ее кратное повышение стало для нас почти кризисным, а то, что рост продолжается, большая проблема для региональной экономики. Мне кажется, коллеги из правительства должны вместе с Центробанком на это смотреть, потому что такой рост ключевой ставки, на мой взгляд, уже в том числе приводит и к росту инфляции.

Это первый вызов. Второй - рост экономики и низкая безработица (у нас сейчас исторически низкий уровень - 0,8 процента). Эти факторы приводят к дефициту рабочей силы и, как следствие, росту заработных плат. А в итоге и к росту расходов бюджета, потому что мы должны обеспечивать соответствующий уровень зарплат работникам бюджетной сферы (согласно майским указам президента).

В совокупности все это приводит к росту расходной части бюджета, но, тем не менее, несмотря на сложность бюджета, на следующий год мы сверстали его с выполнением всех наших социальных обязательств. А сейчас находимся в дискуссии с правительством по поводу софинансирования национальных проектов: дополнительные средства точно нужны! Кстати, у многих регионов Северо-Запада аналогичные проблемы. Поэтому, конечно, уровень софинансирования федерального бюджета в национальных проектах нужно увеличивать, потому что, если этого не сделать, нужно быть готовыми к тому, что где-то показатели не будут достигнуты.

В этом году вы возглавили комиссию Госсовета по направлению "Международная кооперация и экспорт". Удается ли сегодня Архангельской области, оказавшейся два года назад отрезанной от внешних рынков, обрести новых зарубежных партнеров? Насколько в принципе эффективен такой орган, как комиссия Госсовета?

АЛЕКСАНДР ЦЫБУЛЬСКИЙ: Она создана очень вовремя: с таким количеством санкций ни одна страна никогда не существовала. Два года назад одномоментно мы оказались отрезанными от маржинальных рынков сбыта, традиционно бывших сферой наших основных интересов, после чего вынуждены были переориентироваться на рынки дружественных стран. По сути, выстроить новую логистику наших товаров, начиная с маркетинга. Нужно, чтобы эта логистика стала такой же простой и безбарьерной, как раньше.

Важно также, чтобы экспортеры поняли, как себя на новых рынках вести. Ведь для них это абсолютная терра инкогнита. А следующий шаг - построить товаропроводящую цепочку от первого до последнего километра.

Все это, по сути, заставляет нас строить работу комиссии практически с нуля. Неудивительно: до июля 2022 года 85 процентов нашей продукции экспортировалось на рынки Евросоюза, которые закрылись почти одномоментно. В итоге мы развернулись на Восток и "поехали" по железной дороге, так как это единственная субсидируемая услуга. То же сделали наши соседи из регионов СЗФО. В результате восточный полигон, рассчитанный только на определенный объем перевозки товаров, оказался "закупоренным". Большая задача - эти потоки перераспределить и выбрать эффективные направления, в том числе через порты. А также посмотреть, как грамотнее использовать субсидии. Кроме того, региональная инфраструктура поддержки экспорта тоже должна софинансироваться из федерального бюджета: думаю, в ближайшее время это решение будет найдено.

Комиссия - это площадка для регионов, где мы можем высказать проблемы, сдерживающие объемы несырьевого неэнергетического экспорта. Президент поставил задачу увеличить их к 2030 году на две трети, поэтому важно, чтобы каждый регион нашел свою нишу и свое место в экспортной стратегии развития.

Экспорт - это направление, которое завтра-послезавтра будет сверхприбыльным. Расходы на экспорт - это инвестиции в будущие доходы. На один рубль вложенных средств возвращается минимум два рубля - в зависимости от направления и номенклатуры. Это инвестиции, способные в будущем точно принести прибыль, которая, в свою очередь, позволит нам обеспечивать расходные статьи бюджета, в том числе на социальную политику.

Мы сдвинули с мертвой точки и вопрос предоставления экспортной статистики товаров - без этого принимать решение и понимать, как развивается экспорт, почти невозможно. Оказалось, статистика носила искаженный характер, а оформляли ее в большей степени регионы-хабы, поэтому мы и не видели реальные объемы экспорта. То, что проблему удалось решить, большой шаг вперед.

Важно, что в комиссии появился новый тренд - регионы выходят на нее со своими отраслевыми проблемами. Так, на следующем заседании планируем рассмотреть вопросы экспорта ЦБП и ЛПК в Архангельской области. Для нас крайне важно непродление экспортной пошлины на продукцию ЦБК, а в сфере ЛПК - вопрос экспорта пеллет в Китай, который до сих пор относит древесные гранулы к отходам производства и запрещает ввоз.

У бизнеса Поморья в этом году было много вопросов и к странной процедуре распределения экспортных субсидий.

АЛЕКСАНДР ЦЫБУЛЬСКИЙ: В этом году субсидия предоставлялась в порядке живой очереди - кто первым заявился, тот и получил. В итоге распределение десятков миллиардов рублей заняло чуть больше минуты, а успех определила скорость интернета. Сейчас с Минпромторгом и Российским экспортным центром обсуждаем, какой механизм будет наиболее сбалансированным и позволит обеспечить равный доступ, - в начале следующего года вынесем его на обсуждение.

Но вопрос еще и в том, что, несмотря на прямое поручение президента РФ, на стопроцентную востребованность регионами, размер субсидии снижен в три раза, хотя это один из самых эффективных механизмов поддержки экспорта, очень важного для нас как сегодня, так и для завоевания новых рынков в будущем. Экспорт - это то, что будет приносить деньги на выполнение социальных обязательств. Как наладишь этот процесс, насколько стабильно и долгосрочно выстроишь эти отношения, столько прибыли завтра и получишь.

Поморье в перспективе может значительно увеличить добычу алмазов. Но будет ли востребована эта продукция в условиях санкций?

АЛЕКСАНДР ЦЫБУЛЬСКИЙ: Наши алмазы и сегодня очень востребованы на рынке, но они подверглись искусственному ограничению. С одной стороны, оно является санкционным, а с другой - играет на руку компании "Де Бирс", которая за счет дефицита сырья может взвинтить цены. Вместе с тем на ближайшие десять лет востребованность сырья точно сохранится, в первую очередь в ювелирной сфере: искусственные алмазы способны заменить далеко не все, а уж человеческое тщеславие точно нет!

В любом случае это стратегически важное сырье: даже если сегодня мы сталкиваемся с ограничениями по сбыту, Гохран продолжит алмазы закупать. Надеюсь, по справедливой цене.

Кстати, на рынке алмазов сейчас явное увеличение спроса, и нужно готовиться к тому, что рынок снова откроется - мы должны иметь перспективную добычу, поэтому с использованием государственно-частного партнерства начинаем геолого-разведочные работы. В этом году Роснедра закладывают их в свое госзадание (от Архангельской области - в партнерстве с АГД "Даймондс"). А в 2025-м начнется поиск потенциальных месторождений в Мезенском районе и на юге региона - это Шенкурский, Плесецкий, Устьянский и часть Каргопольского районов. На разведку планируется выделить 300 миллионов рублей.

Специалисты считают, что шансы хорошие, так как у нас остались разработки еще со времен СССР и есть все признаки выхода алмазного сырья. А значит, Архангельская область сможет увеличить свои прогнозные запасы - это будет серьезная доходная часть бюджета. Надеюсь, что и правила игры на международных рынках будут восстановлены, так как участвовать в боях без правил довольно тяжело.

Александр Витальевич, Архангельская область снова начала наращивать внутренний региональный продукт, хотя еще пару лет назад это казалось невероятным.

АЛЕКСАНДР ЦЫБУЛЬСКИЙ: Это ответ на инвестиции в основной капитал, которые были сделаны ранее. Если в прошлом году ВРП подрос на 0,3 процента, в 2024-м может увеличиться на 1,3-1,5 процента, а в следующем году - на два с лишним.

Провальным стал позапрошлый год, так как в период введения санкций предприятия остановили все инвестиционные циклы. Кто-то лишь из-за того, что оборудование, купленное на Западе за сотни миллионов долларов и евро, до сих пор лежит в этих странах: они его не отдают, не продают и не возвращают деньги.

Вместе с тем ранее начатые инвестпроекты уже приносят новую добавленную стоимость, а инвестиционная активность восстанавливается как в сфере судоремонта, так и в оборонно-промышленном комплексе. Отметил бы и очень интересный проект по добыче йодных вод. Плюс к этому инвестиционную деятельность планируют АЦБК и наши деревообрабатывающие предприятия, которые сейчас модернизируют свои ремонтные базы.

В этом году предприятия области уже начали выпускать и собственную технику для ЛПК, а в следующем выйдут ее новые образцы. В Вельском районе выпускаем сейчас пеллетные котельные - для того, чтобы возобновить потерянный из-за санкций спрос на древесные гранулы. В результате процентов десять пеллет мы сможем "забрать" на внутренний рынок: создадим новый сервис "Пеллетные котельные - как сетевая модель". В следующем году поставим первые котельные в наши муниципалитеты, "завяжем" их в единый центр управления и сможем предлагать как готовый сервис: и котельные, и пеллеты. Им, кстати, уже заинтересовались в НАО: в округе считают выгодным перевести многие котельные на пеллетное топливо.

В следующем году могут вступить в силу новые механизмы расселения людей из аварийного жилья. В частности, обсуждается отказ от привязки к дате признания домов аварийными. Сохранит ли Поморье темпы и объем расселения? Вы на встрече с президентом в конце ноября об этом говорили, а есть ли ответ на этот сложный вопрос?

АЛЕКСАНДР ЦЫБУЛЬСКИЙ: Встреча с президентом в телеэфире была показана практически вся, и если обратите внимание, то даже не я, а президент эту тему поднял. Владимир Владимирович отлично знает о проблемах аварийного жилья в Архангельской области и, более того, очень озабочен этим вопросом. Я подтверждаю, что это главная проблема региона, ведь дом - это основа, от которой рождается все, начиная от настроения и самочувствия. Сейчас готовятся новые правила - смею надеяться, что они не будут сильно изменены, по крайней мере в отношении Архангельской области, в частности, в отношении двухэтажных деревянных домов. Потому что это уже не ветхие, а именно аварийные дома!

Я не знаю, как может повлиять на скорость расселения ситуация, если программа не будет привязана к дате признания домов аварийными. И если честно, то вообще не понимаю, как тогда можно выдержать социальную справедливость. Ведь это единственный объективный фактор, объясняющий человеку, почему он получит жилье не сегодня, а, к примеру, через два года. Возможно, коллеги предложат какой-то другой, более справедливый вариант, который нам пока неизвестен. Но мне кажется, что если эта инициатива действительно войдет в финальную версию, то это неправильно. Мы пять лет реализовывали программу по определенным правилам и переселили в Архангельской области 26 тысяч человек. Как объяснить остальным 50 тысячам, почему они должны получить жилье по другим правилам? Очень важно, чтобы федеральные министры, которые принимают такие решения, чувствовали за собой ответственность приходить к людям и объяснять им свои решения. Потому что объяснять чужие решения довольно сложно. А я считаю, что предложение о том, что правила могут быть изменены после пяти лет реализации программы, является крайне несправедливым.

По поводу темпов расселения: они останутся прежними, хотя нам надо бы увеличить их в три раза. Причем уровень софинансирования, который сегодня предлагается региональному бюджету, для нас непосилен. Мы сейчас активно работаем по этому вопросу с Минстроем и правительством России, надеюсь, что нас услышат. То же самое касается проекта модернизации коммунальной инфраструктуры.

Увеличится ли в ближайшие три года грузопоток по Северному морскому пути с учетом захода морских судов в Архангельск?

АЛЕКСАНДР ЦЫБУЛЬСКИЙ: Грузооборот через Архангельск растет. При том, что планы объемов перевозок по СМП формировались до введения санкций, до закрытия западных рынков и до того, как проекты освоения Арктики немного отодвинулись по дате. Даже если в итоге по СМП будет перевезено чуть менее планируемых ранее 40 миллионов тонн, это все равно абсолютный максимум - столько еще никогда не перевозилось.

Почему темпы чуть медленнее? Потому что еще не налажена логистика. Когда субсидируют в основном железнодорожные перевозки, все, естественно, пытаются использовать их. А нам надо распределять субсидии между морским фрахтом, чтобы стимулировать перевозки по СМП.

Что касается Архангельского порта, по итогам года его оборот достигнет порядка шести - шести с половиной миллионов тонн, хотя потенциальный - одиннадцать. Но возможности инфраструктуры накладываются на возможности сервиса: грузы должны обрабатываться качественно и в определенные сроки, поэтому сейчас наши стивидоры наращивают именно качество.

Важно и то, что в прошлом году мы запустили, а в этом году обкатали прямое сообщение с Китаем: за 30 лет к нам из КНР пришли первые суда. Если в 2023-м был один, то в этом - уже десять судозаходов. Хотя было непросто: приходилось следить за тем, как отработают таможня, железная дорога, как разгрузят судно. "Арктический экспресс номер один" - это комплексный проект.

А когда в Белом море будет построен наш глубоководный порт, откроются и новые возможности. У нас есть крупные партнеры, с которыми уже подписаны соглашения, в том числе компания "Евросиб" и зарубежные интересанты, готовые зайти с большими инвестициями. При этом важно выдержать баланс, чтобы не потерять контроль за портом. Одним словом, если в прошлом году у нас была только идея, то в этом уже оформившаяся модель реализации строительства, а также понятные игроки. Совместно с Росатомом мы создали компанию, которая занимается разработкой финансовой модели проекта.

Хотя строительство глубоководного порта - проект долгий, масштабный и общегосударственный: его не надо ждать завтра, а в полном объеме он рассчитан до 2040 года.