"Каждый шторм будет вымывать токсичные вещества в Анапскую бухту": Эксперт рассказала о последствиях разлива мазута на курорте

Биолог Панькова оценила, как ЧП с танкерами скажется на экосистеме Черного моря
Сегодня с утра в Анапском и Темрюкском районах Кубани продолжились работы по ликвидации последствий крушения танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" в Керченском проливе. По данным властей региона, за последние сутки на побережье собрали еще более 4 тысяч тонн загрязненного грунта. А всего с начала ликвидации - 21 тысячу тонн.
Пресс-служба администрации Анапы

"Специалисты оперативного штаба ведут мониторинг береговой полосы Черноморского побережья. Новые участки выбросов мазута не обнаружены. По прогнозам синоптиков, в ближайшие два дня погода позволит оперативно собирать загрязненный грунт, максимально активно вывозить собранные мешки на временные площадки, а оттуда - на специализированные предприятия по утилизации", - написал в своем Telegram-канале губернатор края Вениамин Кондратьев.

А тем временем эксперты оценивают масштабы ЧП, произошедшего на уникальной природной территории.

"Я неоднократно участвовала в научных конференциях, на которых обсуждались возможные негативные последствия для экосистемы Черного моря в случае возможных катастроф при транспортировке экологически опасных нефтепродуктов. Специалисты высказывали возражения против использования судов класса река - море при перевозке нефтепродуктов, поскольку Черное море имеет сложные условия навигации во время штормов. Его особенностью являются короткие и энергетически мощные волны, которые просто разбивают речные суда. Изъяны их конструкции в несколько раз повышают вероятность аварий и, как следствие, утечки нефтепродуктов в море, что крайне опасно для экосистемы", - рассказала корреспонденту "РГ" известный на Кубани ученый Светлана Панькова - кандидат биологических наук, обладатель международной награды "За вклад в сохранение экосистемы Черного моря", жительница Анапы.

По ее словам, нефтепродукты имеют несколько фракций, причем все они являются токсичными и при большой концентрации могут привести к отравлениям разной степени тяжести. "Поэтому мазут, который будет собран на берегу и вывезен на утилизацию после крушения этих двух танкеров из Анапского и Темрюкского районов, лишь часть проблемы", - подчеркивает Панькова.

Последствия уже на сегодняшний день довольно ощутимы.

Так, по последним данным, от выброшенного на берег мазута с двух танкеров пострадала почти тысяча птиц. Помощь получили уже 1057 птиц, из них 947 направили на реабилитацию, в том числе в Краснодар и соседний Ставропольский край.

Глава министерства природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов побывал в центре помощи птицам, работающем в поселке Витязево, и посмотрел, как в нем спасают пернатых.

Как уже сообщалось, у берегов Кубани обнаружили 19 погибших дельфинов. "Причин случившегося может быть несколько: острая интоксикация, связанная с разливом мазута, острая инфекция или внутренние травмы (контузии), - рассказала корреспонденту "РГ" директор Научно-экологического центра спасения дельфинов "Дельфа" Татьяна Белей.

Это - массовая гибель (считается смерть более двух дельфинов, если речь не идет об одновременном выбросе самки с детенышем), отмечают ученые.

"Надо учесть еще то, что в этой же акватории находятся отмели, называемые "Анапской банкой". Эта подводная система имеет уникальное значение для Черного моря. Здесь происходит нерест многих видов промысловых рыб (например, камбалы калкан, которая относится к исчезающим видам). "Анапская банка" имеет особое рыбохозяйственное значение и отнесена к особо охраняемым акваториям Черного моря", - продолжает Светлана Панькова.

Кандидат биологических наук обращает внимание на то, что при оценке ущерба необходимо исходить из принципа совокупного негативного воздействия на всю экосистему пострадавшей акватории. Причем это не только ущерб рыбопромысловой и санаторно-туристической отраслям, но и всем жителям курорта.

"Пока никто не может спрогнозировать, как быстро после столь масштабного загрязнения восстановятся лечебные факторы анапской морской воды и уникальных песчаных пляжей. Ведь часть мазута занесет песком, она может остаться на дне Анапской бухты, и каждое штормовое волнение может вымывать очередную порцию токсичных веществ, которые будут воздействовать на всю биоту акватории Анапской бухты", - делает она свой прогноз.

Экологи обращают внимание и еще на одно важное обстоятельство: живущие в море моллюски, водоросли, ракообразные и другие организмы являются фильтраторами воды, то есть поддерживают ее лечебные свойства.

Уже сегодня ясно, что работы по ликвидации ЧП продолжатся и в следующем году. "Загрязнения наблюдаем на протяжении 54 километров. Вынос волной пятен продолжается - только убрали, на следующие сутки опять выносит. Здесь работает порядка 10 тысяч человек. Работы тут не на один месяц. В феврале - марте, когда температура повысится, будет выброс мазута, который залег сейчас на дно. И нам нужно быть готовыми отработать побережье и водную гладь", - сказал министр Александр Козлов на совещании по итогам объезда пляжей Анапы.

Параллельно следователи выясняют причины аварии с двумя танкерами.

"Надеюсь, что правоохранительные и природоохранные органы проведут реальную оценку ущерба, взыщут его с виновных и привлекут к ответственности тех, при чьем попустительстве произошла трагедия. Надеюсь также, что общественный контроль не позволит виновным уйти от наказания", - говорит Светлана Панькова.

Обладатель международной награды "За вклад в сохранение экосистемы Черного моря" и жительница Анапы также предупреждает:

"В предыдущие годы, когда проекты по транспортировке экологически опасных грузов только обсуждались, ученые и специалисты высказывали опасения по поводу возможных последствий данной деятельности для очень хрупкой и чувствительной экосистемы Черного моря. И вот сейчас мы столкнулись с катастрофой, последствия которой могут оказывать очень существенное влияние в течение нескольких лет на экономику Краснодарского края и соседнего Крыма".

Тем временем

Как сообщил мэр Анапы Василий Швец, вчера на пляжах города работало порядка 4 тысяч человек и более 300 единиц техники. За каждым пляжем закреплены ответственные, которые с утра вторника координируют работы на местах, расстановку сил и средств.

Кроме того, ведется постоянный мониторинг акватории: задействовано 19 специализированных плавсредств, выявленные пятна нефтепродуктов ликвидируют с применением сорбента.