"Летчики Embraer 190 боролись до последнего". Эксперт оценил основную версию крушения самолета в Казахстане

Авиаконструктор Лукашевич оценил основную версию крушения самолета в Казахстане
Пассажирский самолет Embraer 190 азербайджанской авиакомпании AZAL, выполнявший рейс J28243 из Баку в Грозный, потерпел крушение вблизи казахстанского города Актау. И в Росавиации, и в авиакомпании предварительно причиной катастрофы назвали столкновение с птицами. Авиаэксперт, экс-конструктор "Сухого" Вадим Лукашевич назвал эту версию вполне правдоподобной и объяснил, почему стая, возникшая на пути самолета, так опасна.

"Когда летит стая птиц, то помимо попадания в воздухозаборник они могут повредить оперение самолета: киль, предкрылки, закрылки, стабилизатор, которые напрямую влияют на управление. И на видео перед падением заметно, что у самолета очень большие проблемы именно с управлением: он то набирает высоту, то начинает пикировать, потом как-то выравнивается, потом у него возникает крен. Это говорит о том, что летчики боролись до последнего. И если бы у них был больше запас высоты и времени, может быть, что-то и получилось бы", - отметил он.

В момент приземления самолет находился уже параллельно земле, но так как вертикальная скорость была высока, он ударился так сильно, что у него отвалилась хвостовая часть, что спасло людей, сидящих сзади.

"Вообще, хвост - это самое безопасное место самолета. Именно поэтому бортовые самописцы располагают там - при катастрофах хвостовая часть сминается меньше, либо просто отваливается", - пояснил кандидат технических наук.

Посадка не в поле, а на полосу, по его мнению, особо не отличалась бы. Но уводить самолет в море было бы неразумно, так как "вода не просто не мягче, она гораздо опаснее", "волны, как крупнозернистая наждачка, раздирают самолет", и эвакуация на воду гораздо проблематичнее, чем даже при пожаре на земле. Так что в данном случае посадка в поле была самой безопасной, считает он.

В СМИ появилась также версия о взрыве кислородного баллона на борту самолета. Лукашевич отнесся к ней скептически.

"В салоне нет кислородных баллонов, в смысле каких-то постоянных запасов кислорода. В маски для пассажиров кислород подается не из какого-то резервуара, а благодаря химической реакции. Когда маска выпала, человек ее на себя потянул и тем самым запустил химический процесс, в результате которого выделяется кислород, которого хватит минут на 5-10", - пояснил специалист.